Влияние национальных традиций на военную историю Афганистана
Страница 3

Материалы » Влияние национальных традиций на военную историю Афганистана

В 1880 г. закончилась вторая англо-афганская война. Англия была вынуждена отказаться от завоевания Афганистана. Однако англичане сумели навязать этой стране в 1879 г. договор, по которому государство превращалось в зависимое от Англии, теряло право на самостоятельные внешние сношения. Но в феврале 1919 г. новый эмир Аманулла-хан, разделявший идеи патриотически настроенных афганцев, провозгласил полную независимость Афганистана. В ответ на это англичане начали третью войну. Как и прежде, на защиту страны поднялись афганские племена, народные массы. Несмотря на превосходство в силе и военной технике, англичане опасаясь массового восстания афганского населения, напуганные жестким нравом обитателей этой страны, вынуждены были вскоре прекратить военные действия и признать независимость Афганистана. Победе афганцев вновь в немалой степени способствовали многовековые традиции и обычаи. Так, например, с обычаем «тура» и «мерана» у афганцев связано и отношение к оружию. Как уже отмечалось, в зоне расселения пуштунских племен все совершеннолетние мужчины никогда не расстаются с холодным и огнестрельным оружием. Ношение оружия для них не столько необходимость, сколько древняя традиция, столь же обязательная, как, например, и ношение чалмы или длиннополой рубахи. По глубоко укоренившемуся в сознании пуштунов представлению, оружие – это неотъемлемый атрибут внешнего облика мужчины, олицетворение его мужского и национального достоинства. Т.Гайдар писал «Оружие любят. Особенно стрелковое. Автоматы и карабины чистят старательно, протирают до блеска, смазывают тоненько, отстранив автомат, любуются работой и снова принимаются за чистку…»5. Нередко можно видеть афганцев, несущих на плече тяжелое, богато инкрустированное перламутром и серебром дульнозарядное ружье, являющееся предметом гордости и символом значимости.

Оказание помощи при нападении врага рассматривается у пуштунов как дело их чести – «панг» – и светлая обязанность. Такой обычай, считается в народе, свидетельствует о дисциплинированности, бдительности и боевой готовности пуштунов.

Все эти традиции существуют до сих пор.

Каждое государство имеет свои религиозные многовековые традиции, накладывающие заметный отпечаток на жизнь и деятельность людей. Афганистан уникален в том отношении, что это исторически сложившийся сложный конгломерат целого ряда этносов. Самая многочисленная народность Афганистана – пуштуны. Они-то и были неизменными участниками вооруженной борьбы с персидскими, монгольскими и английскими завоевателями. Начиная с XVI в. стремились к созданию собственного пуштунского государства и преуспели в этом в 1747 г.

Подавляющее большинство населения Афганистана (около 98%) исповедует ислам, пришедший в страну между VIII и X вв. Согласно всем прежним конституциям, он был официальной религией страны.

По религиозной принадлежности основную массу жителей Афганистана составляют мусульмане-сунниты, но также здесь проживают мусульмане-шииты (хазарейцы и часть таджиков, и некоторые другие этнические группы) и члены мусульманских сект (исмаилиты).

В условиях неграмотности большинства населения и слабости влияния традиционных СМИ исламское духовенство играет исключительную роль в жизни афганского народа. В соответствии с предписаниями религии, афганцы в течение года соблюдают два больших религиозных праздника: праздник разговения «Эид-уль-Фитр» и праздник жертвоприношения «Эид-Курбан». Празднику разговения предшествует тридцатидневный пост «Руза», совершаемый в священный месяц «рамадан» (по лунному календарю). Этот пост был введен арабской военной аристократией с целью экономии продовольствия в условиях, когда военные действия велись в безводных и бесплодных аравийских пустынях. Впоследствии он был распространен на все народы, исповедующие ислам и возведен в обязательную религиозную догму.

Ежедневно каждый мусульманин обязан совершать пятикратный намаз (молитву). Так, например, во время боевых действий можно наблюдать, как верующие солдаты и офицеры покидают свою позицию, вылезают из танка, выбирают удобное место и начинают читать молитву. «Совершенно непривычное я увидел, пробравшись сквозь заросли желто-зеленых кустов молочая. На поляне, расстелив молитвенные коврики, несколько солдат, стоя на коленях, совершали утренний намаз, прижимались лбом к земле и прикасались к ней руками, а когда распрямились, обращали раскрытые ладони к небу. В мерном раскачивании, бормотании чувствовался какой-то сложный, гипнотический ритм»6. Перед намазом обязательно проводится ритуальное омовение – «возу». Ритуал омовения стал привычной для афганца, и, можно сказать, полезной, с точки зрения гигиены, процедурой. Ведь ежедневное пятикратное омывание ног холодной водой закаляет организм.

Страницы: 1 2 3 4 5

Общественно-политическая мысль
В общественном сознании сформировалась демократическая программа обновления России, выразителями которой в этот период выступали прежде всего революционеры-разночинцы. В целом 60 —70-е годы были отмечены серьезными сдвигами в идейной жизни общества. Для это ...

Политические партии в революции, их стратегия и тактика
Политические партии. Представители интеллигенции стали той социальной базой на основе которой в конце XIX – начале XX века формировались радикальные политические партии: социал-демократов и эсеров. Они оформились раньше либерально-оппозиционных партий, так ...

Процесс образования монгольского государства.
В конце XII – начале XIII вв. у монголов сложились следующие предпосылки для образования государства: 1) социально-экономические – выделилась племенная знать, племенная верхушка во главе с ханом; 2) политические – верхушка племен стала вести борьбу за межп ...