Влияние национальных традиций на военную историю Афганистана
Страница 1

Материалы » Влияние национальных традиций на военную историю Афганистана

Афганистан в течение столетий не только находился на стыке великих цивилизаций, но и становился ареной кровопролитных вооруженных столкновений. История войн в этой стране весьма богата: здесь были и персы, и македонцы, и арабы, и монголы. В новое время в Афганистане сошлись интересы Англии и царской России, позже СССР и США. Афганцы также «славились» грабительскими набегами на соседей: Индию, Персию и Трансоксиану (государства дельты нынешней реки Амударьи). В последние десятилетия Афганистан превратился в убежище международных террористов, прямо угрожающих остальному миру. Все эти факторы способствовали формированию характера и традиций афганского народа.

Афганцы – народ мужественный, храбрый, воинственный, выносливый, гордый и свободолюбивый. Многие правители стремились подчинить и поработить его, но все их попытки потерпели неудачу. В 1747 г. Ахмад-хан Садозай был избран шахом Афганистана. Так возникало первое самостоятельное афганское государство, где раньше на его территории существовали и Бактрийское царство, и Империя Газневидов. Сами афганцы эти государственные образования своими не считали, так как их возглавляли тюркские династии.

Веками на земле Афганистана было неспокойно: шли частые войны, один за другим вторгались завоеватели, перемещались целые народы. Территории, населенные афганцами, входили в состав крупнейших государственных образований Востока: Бактриц, Арабского Халифата, держав Газневидов, Чингизидов, Тимуридов, Сефевидов. И только в середине XVIII в. начался период государственного объединения афганских племен. Во многом именно приверженность своим веками устоявшимся обычаям и традициям помогла афганцам. Поэтому афганский народ гордится своим героическим прошлым, в котором ему не раз приходилось браться за оружие, чтобы отразить очередное нашествие иноземных завоевателей.

Трижды – в 1838–1842, 1879–1881 и 1919 гг. – англичане пытались оккупировать Афганистан и присоединить его к своим колониальным владениям в Индии. И все три раза, благодаря самоотверженной освободительной борьбе народов Афганистана, англичане терпели поражение. В 1919 г. Лондон был вынужден признать независимость этой страны. Многие считают, что глубокая приверженность традициям, веками устоявшиеся нормы поведения, морали и быта, присущие национальному характеру, помогли афганцам выстоять в этой нелегкой борьбе.

Национальные традиции до сих пор во многом определяют менталитет афганского общества и играют огромную роль не только в жизни людей, помогают оценить их поступки и события окружающего мира, отражаются в истории, но и являются предметом их национальной гордости и достоинства.

Афганистан – своеобразная страна. Если в начале своей истории она была неотъемлемой частью «Великого шелкового пути», то с развитием мореплавания он постепенно отошел на периферию основных товаропотоков по линии Восток – Запад. У афганцев богатая история – история борьбы за свободу и независимость против иноземных завоевателей, они гордятся ею и сумели сохранить в своей первозданности национальный колорит, образ жизни и миропонимание, пришедшие из глубины веков. Несомненно, культура народов Афганистана, их быт, менталитет, особый склад характера, в котором много самобытного и неповторимого, не могли не сказаться на истории этого государства, в том числе на его военной истории.

Пуштуны составляют этническое большинство населения Афганистана. Это – гордый, мужественный, свободолюбивый и воинственный народ. Афганцы высоко ценят в человеке все эти качества, и с ними связаны многие древние обычаи и традиции. Совокупность обычаев, нравов, традиций и нравственно-этнических норм и принципов афганцев нашла свое воплощение в паштунвала. Паштунвала (в переводе с пушту – «образ жизни пуштунов») – это неписаный кодекс чести и достоинства афганцев, основа их психологии и самосознания. Его основными принципами являются:

– «гайрат» – чувство собственного достоинства и национальная гордость.

– «панг-о-намус» – доброе имя.

– «мелмастийя» – гостеприимство.

– «иман-дари» – правоверность.

– «сабат и истикамат» – упорство и целеустремленность.

– «мусават» – равенство.

– «бадан» – компенсация.

Паштунвала – предмет особой гордости, а также священная обязанность афганцев. Каждый из них должен уважать и выполнять национальные обычаи, в противном случае он рискует навлечь на себя и членов своей семьи позор и бесчестье, а иногда и изгнание из деревни, сожжение дома или отлучение от мечети. Одной из наиболее характерных черт афганцев является их любовь к свободе. «Афганцы, – подчеркивал в свое время Ф.Энгельс, – храбрый, энергичный и свободолюбивый народ»1. Как отмечал профессор Мухаммад Али еще в 60-х годах XX в., «афганцы скорее будут безропотно переносить невзгоды и нищету, чем согласятся на иностранное господство, каким бы прогрессивным или многообещающим оно ни было»2. Как показывает афганская история, народы этой страны никогда не мирились с иностранным господством и вели упорную и мужественную борьбу за свое национальное освобождение. Перед лицом угрозы иностранного порабощения они, несмотря на острые межплеменные разногласия и вражду, находили в себе силы объединиться в единый фронт борьбы и таким образом обеспечить победу над врагом. Свободолюбивый дух афганцев проявлялся и проявляется в борьбе против английских колонизаторов в XIX – начале XX вв., советских войск в 80-х годах и, наконец сегодня в противодействии международным коалиционным силам, ведущим антитеррористическую операцию.

Страницы: 1 2 3 4 5

Мартин Лютер
Мартин Лютер (1483—1546) был сыном зажиточного бюргера, выходца из крестьян, ставшего участником предпринимательских компаний в районе меднорудных разработок Мансфельда. Родился Лютер в Эйслебене (Саксония) и вырос в обстановке нараставшей в немецких городах ...

Борьба против испытаний ядерного оружия, за честный облик ученого
В 1958 г. СССР на некоторое время прекратил в одно­стороннем порядке ядерные испытания, однако вскоре было принято решение об их возобновлении. Андрей Дмитриевич выступил с решительными возражениями и предложил: 1) не начинать ни в коем случае испытаний в т ...

Аграрная политика царизма в Казахстане. Переселение русско-украинского крестьянства
Своеобразие демографической ситуации в общеказахстанском масштабе за исключением Букеевской Орды и южных районов выражалось прекращением моноэтничтности состава его жителей еще в 50-60 годах XIX века. Говоря о формировании полиэтнического состава населения К ...