Становление и развитие института президентства в Республике БашкортостанСтраница 2
В 1992 г. резко обострилась борьба за власть между Премьер-министром Миргазямовым и Председателем Верховного Совета Рахимовым.
Подписание Федеративного договора в конце марта 1992 г. и одновременно официальное признание Кремлем особых условий для Башкортостана стали триумфом Рахимова-политика, что позволило ему пойти на открытый конфликт с Миргазямовым. Разногласия между ними возникли по вопросу о том, кому должно принадлежать право назначать глав городских и районных администраций: правительству или Президиуму Верховного Совета. Рахимов, манипулируя положениями республиканской Конституции, заставил главу правительства уйти в отставку. Новым Премьер-министром республики Анатолий Копсов.
Развернув широкомасштабную пропагандистскую кампанию, руководство Башкортостана убеждало население республики в необходимости ввести пост Президента РБ.
Выборы Президента РБ были назначены на 12 декабря 1993 г., в один день с выборами в Государственную Думу и референдумом по Конституции РФ. Одновременно Верховный Совет республики ускорил работу над новой Конституцией. Ее окончательный проект должен был быть принят только после выборов, причем не так, как Конституция РФ: не на референдуме, а Верховным Советом.
В результате Рахимов 12 декабря получил 64 % голосов избирателей – в 2 раза больше, чем Кадыров. Глава банка «Восток», в принципе, достиг неплохого в тех условиях результата, но все было уже напрасно. В Совет Федерации население Башкирии выбрало Рахимова и Копсова.
25 декабря 1993 г., Муртаза Рахимов торжественно вступил в должность Президента Республики Башкортостан.
Конституция, принятая 24 декабря 1993 г., создала основу для реформирования всей системы политической власти в Башкортостане. Однако по двум важным вопросам – структуре и функциям нового парламента и организации местного самоуправления – не удалось принять окончательных решений. Это было сделано в течение последующих двух лет.
Новая Конституция Башкортостана установила в республике президентскую форму власти, во многом аналогичную той, что возникла в России по новой Конституции РФ[6]. Основной закон Башкортостана, как и его российский собрат, признавал права человека и гражданина, запрещал всякую дискриминацию людей, провозглашал основные социальные права и т.д. Особо подчеркивая роль прав человека, Конституция Башкортостана отражала общие настроения своего времени, выражавшиеся в отказе от правового наследия социализма. Конституция не определяла государственный язык республики, поскольку этот вопрос еще не был окончательно решен. Особенно много вопросов вызывали статьи Основного Закона, касавшиеся, в первую очередь, структуры и компетенций органов государственной власти и определения отношений республики с Российской Федерацией.
На первый взгляд структура башкирских органов государственной власти и управления походит на российскую: во главе государства стоит Президент – руководитель исполнительной власти (но избирается он, в отличие от России, сроком на 5 лет), ему подчиняется правительство (Кабинет Министров) во главе с Премьер-министром. Если российская Конституция ограничивает количество пребывания на посту Президента двумя сроками, то башкирская запрещает свыше двух сроков подряд, но не устанавливает их предел. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент (Государственное собрание – Курултай), избираемый на четыре года. Президент издает указы, которые не должны противоречить действующему законодательству республики, но на законы, принимаемые Госсобранием, Президент может наложить свое вето. Госсобрание может преодолеть президентское вето 2/3 голосов обеих Палат и располагает, кроме того, возможностью в ряде случаев инициировать процедуру импичмента главы РБ, если Конституционный Суд республики усмотрит для этого существенные основания. Для назначения и отставки Премьер-министра Президенту требуется согласие парламента. Члены правительства назначаются Президентом по предложению Премьера, согласия парламента для этого не нужно. Право назначения и отставки глав городских и районных администраций принадлежит только Президенту. Кроме того, он обладает полномочиями вносить на рассмотрение парламента кандидатуры должностных лиц для назначения их на все ключевые посты в республике, включая председателя Конституционного Суда, прокурора и главу Национального банка РБ. Наконец, новая Конституция дала Президенту право отстранять от должности представителей исполнительной власти, если те нарушили законы республики, не определяя, однако, кто должен устанавливать их вину.
«Партия прогресса» в середине XIX века
"Уже опыт первой четверти XIX столетия показал, - утверждает автор, - что европейские идеалы политической и гражданской свободы, вдохновлявшие тогда передовых деятелей, как в правительстве, так и вольно-служилой дворянской среде, оборачивались при попыт ...
Общая характеристика государственно-правовых реформ М.С. Горбачева
Время, когда СССР возглавлял М.С. Горбачев (с середины марта 1985 г. до конца декабря 1991 г. он занимал посты генерального секретаря ЦК КПСС и Президента СССР), вошло в историю под названием «перестройка». Внутри этого периода выделяются четыре этапа, качес ...
Итоги.
Для России гражданская война и интервенция обернулись величайшей трагедией. Ущерб, нанесенный народному хозяйству, превысил 50 млрд золотых рублей. Промышленное производство сократилось в 1920 г. по сравнению с 1913 г. в семь раз, сельскохозяйственное–на ...