Становление и развитие института президентства в Республике Башкортостан
Страница 2

Материалы » Политическая ситуация БАССР в 1920-1930 гг. Развитие института президентства в Башкирии » Становление и развитие института президентства в Республике Башкортостан

В 1992 г. резко обострилась борьба за власть между Премьер-министром Миргазямовым и Председателем Верховного Совета Рахимовым.

Подписание Федеративного договора в конце марта 1992 г. и одновременно официальное признание Кремлем особых условий для Башкортостана стали триумфом Рахимова-политика, что позволило ему пойти на открытый конфликт с Миргазямовым. Разногласия между ними возникли по вопросу о том, кому должно принадлежать право назначать глав городских и районных администраций: правительству или Президиуму Верховного Совета. Рахимов, манипулируя положениями республиканской Конституции, заставил главу правительства уйти в отставку. Новым Премьер-министром республики Анатолий Копсов.

Развернув широкомасштабную пропагандистскую кампанию, руководство Башкортостана убеждало население республики в необходимости ввести пост Президента РБ.

Выборы Президента РБ были назначены на 12 декабря 1993 г., в один день с выборами в Государственную Думу и референдумом по Конституции РФ. Одновременно Верховный Совет республики ускорил работу над новой Конституцией. Ее окончательный проект должен был быть принят только после выборов, причем не так, как Конституция РФ: не на референдуме, а Верховным Советом.

В результате Рахимов 12 декабря получил 64 % голосов избирателей – в 2 раза больше, чем Кадыров. Глава банка «Восток», в принципе, достиг неплохого в тех условиях результата, но все было уже напрасно. В Совет Федерации население Башкирии выбрало Рахимова и Копсова.

25 декабря 1993 г., Муртаза Рахимов торжественно вступил в должность Президента Республики Башкортостан.

Конституция, принятая 24 декабря 1993 г., создала основу для реформирования всей системы политической власти в Башкортостане. Однако по двум важным вопросам – структуре и функциям нового парламента и организации местного самоуправления – не удалось принять окончательных решений. Это было сделано в течение последующих двух лет.

Новая Конституция Башкортостана установила в республике президентскую форму власти, во многом аналогичную той, что возникла в России по новой Конституции РФ[6]. Основной закон Башкортостана, как и его российский собрат, признавал права человека и гражданина, запрещал всякую дискриминацию людей, провозглашал основные социальные права и т.д. Особо подчеркивая роль прав человека, Конституция Башкортостана отражала общие настроения своего времени, выражавшиеся в отказе от правового наследия социализма. Конституция не определяла государственный язык республики, поскольку этот вопрос еще не был окончательно решен. Особенно много вопросов вызывали статьи Основного Закона, касавшиеся, в первую очередь, структуры и компетенций органов государственной власти и определения отношений республики с Российской Федерацией.

На первый взгляд структура башкирских органов государственной власти и управления походит на российскую: во главе государства стоит Президент – руководитель исполнительной власти (но избирается он, в отличие от России, сроком на 5 лет), ему подчиняется правительство (Кабинет Министров) во главе с Премьер-министром. Если российская Конституция ограничивает количество пребывания на посту Президента двумя сроками, то башкирская запрещает свыше двух сроков подряд, но не устанавливает их предел. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент (Государственное собрание – Курултай), избираемый на четыре года. Президент издает указы, которые не должны противоречить действующему законодательству республики, но на законы, принимаемые Госсобранием, Президент может наложить свое вето. Госсобрание может преодолеть президентское вето 2/3 голосов обеих Палат и располагает, кроме того, возможностью в ряде случаев инициировать процедуру импичмента главы РБ, если Конституционный Суд республики усмотрит для этого существенные основания. Для назначения и отставки Премьер-министра Президенту требуется согласие парламента. Члены правительства назначаются Президентом по предложению Премьера, согласия парламента для этого не нужно. Право назначения и отставки глав городских и районных администраций принадлежит только Президенту. Кроме того, он обладает полномочиями вносить на рассмотрение парламента кандидатуры должностных лиц для назначения их на все ключевые посты в республике, включая председателя Конституционного Суда, прокурора и главу Национального банка РБ. Наконец, новая Конституция дала Президенту право отстранять от должности представителей исполнительной власти, если те нарушили законы республики, не определяя, однако, кто должен устанавливать их вину.

Страницы: 1 2 3 4 5

«Партия прогресса» в середине XIX века
"Уже опыт первой четверти XIX столетия показал, - утверждает автор, - что европейские идеалы политической и гражданской свободы, вдохновлявшие тогда передовых деятелей, как в правительстве, так и вольно-служилой дворянской среде, оборачивались при попыт ...

Общая характеристика государственно-правовых реформ М.С. Горбачева
Время, когда СССР возглавлял М.С. Горбачев (с середины марта 1985 г. до конца декабря 1991 г. он занимал посты генерального секретаря ЦК КПСС и Президента СССР), вошло в историю под названием «перестройка». Внутри этого периода выделяются четыре этапа, качес ...

Итоги.
Для России гражданская война и интервенция обернулись величайшей трагедией. Ущерб, нанесенный народному хозяйст­ву, превысил 50 млрд золотых рублей. Промышленное производ­ство сократилось в 1920 г. по сравнению с 1913 г. в семь раз, сельскохозяйственное­–на ...