Становление и развитие института президентства в Республике БашкортостанСтраница 3
Важнейшей политической задачей для Рахимова после принятия Конституции РБ было законодательное оформление деятельности нового республиканского парламента. В этом процессе можно выделить несколько этапов. 2 марта 1994 г. был принят Закон «О Государственном Собрании Республики Башкортостан»[7]. Его краткий, состоящий из 23 статей текст определял численность обеих Палат парламента, их компетенцию и примерный регламент. Численность Палаты Представителей была установлена в 154, а Законодательной Палаты – в 40 депутатов. Совмещение мандатов в обеих Палатах было исключено. Кроме того, депутатам Законодательной Палаты запрещено быть депутатами иных представительных (т.е. местных) органов государственной власти. Для членов Палаты Представителей таких ограничений нет.
Законом о выборах, принятым Верховным Советом Башкортостана 13 октября 1994 г., было установлено, что депутаты Законодательной Палаты избираются в 40 округах, определяемых центральной избирательной комиссией РБ, а Палата Представителей состоит из двух напрямую избираемых депутатов от каждой административно-территориальной единицы.
На выборах 5 марта и на дополнительном голосовании 17 мая 1995 г. был впервые избран новый двухпалатный парламент Башкортостана. Исход выборов воплотил на практике сформулированные в принятом ранее законодательстве положения: Палата Представителей более чем на 70 % состояла из глав местных администраций, республиканских министров и других руководителей госучреждений[8]. Все главы местных администраций стали депутатами. Кроме того, практически все члены правительства, включая Премьер-министра, избирались в перспективных для них округах и получили 26 мест в парламенте. Наряду с другими депутатами, работающими в государственных и полугосударственных учреждениях, примерно ¾ всех мест получили те, кто был назначен на свою должность так или иначе Президентом и им же мог быть снят с этой работы.
14 марта 1999 г. состоялись новые выборы в башкирский парламент. Появившиеся в печати сведения позволяют сделать вывод о том, что структура нового состава высшего законодательного органа республики ничем не отличается от его предшественника. В Палату Представителей вновь были избраны все главы местных администраций (72 человека), члены высшего руководства республики, ее Премьер-министр со всеми своими заместителями. Ни один из кандидатов от республиканской Коммунистической партии не смог стать депутатом. Численность Законодательной Палаты была сокращена с 40 до 30 депутатов, что, возможно, связано с одновременным уменьшением на 10 мест численности Палаты Представителей вследствие изменений административно-территориального деления республики в предыдущий период. Тем самым степень влияния Законодательной Палаты в Госсобрании Башкортостана стала еще меньшей, чем в предшествующие четыре года[9].
К началу 1996 г., через два года после своего избрания Президентом Башкортостана, Рахимов завершил построение политического режима, который на первый взгляд выглядит как демократический. Однако при внимательном рассмотрении он оказывается гарантией для авторитарного правления одного человека и его ближайшего окружения.
В основе нынешней системы власти в РБ лежит контроль над четырьмя ее составляющими: 1) элитой; 2) экономикой; 3) идеологией; 4) силовыми ведомствами.
Несмотря на то, что у власти в России оставались прежние руководители, примерно с 1997 г. Москва начала медленное наступление на башкирский суверенитет. По мере того, как в российской экономике стали набирать обороты отрасли, успешно прошедшие реструктуризацию, курс «экономической самостоятельности», которым шла РБ, стал давать сбои. «Особый путь» Башкортостана оказался тупиковым[10]. На этом фоне Москва потребовала от республик соблюдения норм российского законодательства. После того, как парламент Башкортостана в январе 1997 г. изменил порядок выборов в Госсобрание республики, Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд России с запросом о соответствии закона РБ о выборах Президента Башкирии российской Конституции. Сомнения у депутатов вызвали 4 пункта, касавшиеся требований к кандидатам на пост главы республики: 1. Владение двумя языками – русским и башкирским; 2. Возраст 35-65 лет; 3. Проживание в республике не менее 10 лет; 4. Наличие подписей не менее чем 100000 чел. в поддержку кандидата. Первый пункт, как считало большинство Думы, нарушал принцип равноправия, закрепленный в российской Конституции, остальные три противоречили федеральному Закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994 г., так как превышали предусмотренные им ограничения пассивного избирательного права[11]. Решение Конституционного Суда РФ ожидалось осенью 1998 г., накануне предстоящих в декабре того же года новых выборов Президента Башкортостана.
Опричнина: причины и последствия
В 1565 – 1572 Иван Грозный принял целый ряд очень жёстких мер, направленных против родовой аристократии. Эти меры оказали существенное влияние на жизнь русского народа и получили название опричнина. Иван IV стал давить на эту социальную нишу не просто так, а ...
Заключение.
Заговор Катилины отразил серьезный политический кризис Римской Республики. Он показал многочисленные противоречия в среде аристократии, слабость сената. Все более четко стали проявляться тенденции к установлению диктатуры. Республика доживала последние дни. ...
Миссионерская деятельность Николо-Корельского монастыря в Заполярье (XIX – начало XX в.)
С началом освоения русскими людьми северных территорий, строительством храмов и увеличением количеством верующих возникла необходимость в образовании Холмогорской епархии (в 1682 году). В числе своих главных задач новообразованное архиерейское начальство вид ...