Образование социал-демократической партии в России
Страница 1

Материалы » Россия в начале XX века » Образование социал-демократической партии в России

К 80-м годам позапрошлого века социалистическое движение, исчерпав ресурсы классического народничества, обрело новое, теоретическое дыхание в России. Возникнув как интеллектуальное отражение раннего промышленного капитализма, марксизм находился в преддверии внутренней метаморфозы. Российский марксизм – историографическая проблема наших дней. Почему идеологический продукт индустриального развития западноевропейских стран столь прочно укоренился в архаической стране и оказал столь сильное воздействие на всю её историческую судьбу? Как минимум две исторические причины популярности марксизма очевидны: 1. Высокие темпы развития капиталистических явлений в экономической жизни России, значительный рост промышленных предприятий и занятых на них рабочих. 2. Значительная часть российской молодёжи, оказавшейся в европейских странах в результате вынужденной эмиграции или с целью получения образования, стала очевидцем утверждения западного пролетариата как самостоятельной политической силы.

Марксиская идея особой роли рабочего класса как освободителя всего человечества легко воспринималась в России людьми различных мировоззрений, поскольку в основе многих из них находилась идея русского мессианства. Наиболее яркой фигурой среди русских эмигрантов был Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918гг.). Его отличали огромные личные способности, большое трудолюбие, высокая дисциплинированность, целеустремлённость. В эмиграции он начал изучать марксистскую литературу, а в 1883г. вместе со своими единомышленниками П. Аксельродом, Верой Засулич, Львом Дейчем и Н.Игнатьевым организовали группу «Освобождение труда». Свою цель члены группы видели в переводе марксистских произведений на русский язык и пропаганде их среди русской мыслящей общественности. Плеханов, Засулич и Аксельрод перевели на русский язык всего около двадцати марксистских работ, в том числе «Манифест коммунистической партии», «Философию нищеты». Не одно поколение русских радикалов училось марксизму по Плеханову. Марксизм Плеханова – это действительно ортодоксальный перворожденный марксизм. Наиболее сильные моменты всей деятельности Плеханова связаны с тем, что он был последовательным революционным марксистом. Плеханов отчётливо разделил социалистические и демократические задачи рабочего движения в России, подчеркнув первоочередную историческую задачу последней: «Борьба за политическую свободу с одной стороны и подготовку будущего рабочего класса к его будущей самостоятельной и наступательной роли, с другой стороны – такова постановка партийных задач, единственно возможная в настоящее время». «Социализм в России больше, чем где-либо ещё представляет демократию в целом». «Классовая борьба – популярнейшая идея русской революции, потому и пришлась ей так ко двору, что русские люди менее чем кто-либо воспитаны в компромиссе и к компромиссу… с другой стороны учение о классовой борьбе, как готовая теоретическая формула, облекла и оформила то чувство ненависти и возмездия, которое воспитал в русском человеке старый порядок. Ненавидел и жаждал возмездия крестьянин, в котором века угнетения взрастили эти чувства, ненавидел и жаждал возмездия рабочий, который к унаследованной деревенской, крестьянской ненависти присоединил городскую, пролетарскую, отравлен ненавистью и интеллигент, в котором рядом с печальником за народ рос мститель за себя и за народ». «Марксизм, восприятие которого, благодаря развитию промышленности и нарождённого пролетариата, быстро проникавшегося классовым сознанием, нашло в России много корней, сыграл у нас не столько роль идейного организатора рабочего класса, сколько выкованного интеллигенцией орудия борьбы за освобождение. Он был отражением переполнившего Россию океана отчаяния и человеческого страдания». Плеханов рассматривал российский рабочий класс, как главную силу в борьбе против самодержавия, а его формировавшуюся партию – как один из элементов будущей политической демократии в стране. При этом он отодвигал решения социалистической деятельности на всё более ожидаемое будущее, произнеся в критическом 1917г. знаменитые слова о том, что «Россия ещё не смолола той муки, из которой можно испечь социалистический пирог». Плеханов в теоретической деятельности был весьма догматичен и нетерпим. Он подчёркивал приверженность ортодоксальному марксизму: «Разница между Лениным и мной, это не разница между правыми и левыми, это разница в базисах развития социализма. Ленин – это утопический социализм, а не научный». Политическое сознание в русском рабочем классе пробудилось раньше, чем в русской буржуазии. «Наша буржуазия требует только субсидий, гарантий, покровительственного тарифа и вывозных пошлин, русские рабочие требуют политических прав». «Наш капитализм отцветёт, не успевши окончательно расцвести». В России марксизм стал популярен благодаря «легальным» марксистам: П.Б.Струве, Н.А.Бердяеву, С.Булгаков. «Если Плеханов может быть назван первым российским социал-демократом, то Струве – первым социал-демократом в России». По мнению Струве – «социальный прогресс невозможен без экономического, а капиталистический способ производства как раз обеспечивает необходимый экономический прогресс». «Россия из бедной капиталистической страны должна стать богатой капиталистической страной». Струве отмежевывается от двух ключевых постулатов марксизма: абсолютизации революции как способа исторического прогресса и исключительно классового характера государства. «Государство есть, прежде всего, организация порядка». Струве был автором манифеста РСДРП, провозгласившей образование в России самостоятельной партии рабочего класса и теоретически оформившего результаты работы первого съезда РСДРП. (1898г., Минск)

Страницы: 1 2 3

Крым – в период 1919-1920 гг.. Второй приход к власти большевиков
К 1 мая 1919 года Крым, исключая Керченский полуостров, был занят советскими войсками. Как и в декабре-январе 1917-го - 1918 года, на территории полуострова спешно создаются чрезвычайные органы власти - военно-революционные комитеты. Прежние властные структу ...

Павел I
Новые значительные изменения в состав государственного герба были внесены только в самом конце XVIII столетия – в царствование императора Павла I (1796-1801). Нововведения Павла в области государственного герба коснулись, прежде всего, двух моментов. 1. Бы ...

Становление Президентской республики.
После того, как горбачевская администрация исчерпала свои возможности по силовому давлению на местные власти, уверенно взявшие курс на формирование собственной государственности. Центр был вынужден приступить к реформированию государственного устройства СССР ...