Введение
Страница 1

Одной из главнейших особенностей России со второй половины XVIII века стали аграрные преобразования, принимавшие характер то реформ, то революций, но возобновлявшиеся вновь и вновь в среднем через два десятка лет: всем известная «крестьянская реформа» начала 60-х годов; прерванные контрреформами перемены первой половины 80-х годов, связанные с именем Н.Х.Бунге; порожденная начавшейся русской революцией столыпинская реформа 1906-1911 гг.; великая аграрная революция 1917-1922 гг.; сталинская коллективизация начала 30-х годов; колхозные реформы Н.С.Хрущева в конце 50-х - начале 60-х годов и, наконец, постсоветская аграрная реформа Горбачева-Ельцина начала 90-х годов, когда сельское хозяйство пытаются освободить от административно-командной системы управления. Таким образом, в истории России накоплен богатый опыт проведения аграрного реформирования.

Однако научное (неидеологизированное) обобщение аграрного реформирования в истории России еще не проведено. Актуальность темы исследования состоит в необходимости глубокого и всестороннего изучения самого механизма и отдельных элементов проведения аграрных реформ 1861 и 1906 годов, что позволит сделать выводы и предложить научную концепцию реформы настоящего времени. Такой анализ необходимо сделать для того, чтобы увидеть историческую связь между осуществлявшимися в России аграрно-правовыми реформами и сегодняшним кризисом в аграрном секторе экономики, раскрыть исторические причины, приводившие сельское хозяйство России к деградации.

Историческая оценка проводимых в России аграрных реформ говорит о крайней болезненности аграрного вопроса для России: сколько раз его объявляли наконец-то окончательно решенным, а он возникал опять и подчас с неменьшей остротой. Сказанное заставляет взглянуть на процесс аграрного развития России последних полутора веков в целом. Исследования, проведенные современниками и историками, позволяют предпринять такую попытку и увидеть, что перечисленные аграрные перестройки – суть потрясения крестьянской страны, вступившей на путь индустриально-рыночной модернизации. Не все из этих потрясений были неизбежными. Некоторые из них могли и не быть. Однако все они своим характером, происхождением и результатами связаны с социальными переменами, возникающими в процессе модернизации. В общем и целом социальные сдвиги были мучительными во всех обществах, в том числе и в самых благополучных, когда они переходили от традиционной системы отношений к отношениям товарно-капиталистического характера, когда решающим фактором их развития становился процесс первоначального накопления капитала или, как его теперь называют, «дикий капитализм».

В крестьянской России со второй половины позапрошлого века основным средством модернизации и ускорения социально-экономического развития страны стали аграрные преобразования – реформы и революции. С начала 1860-х годов они заняли – и сохранили до сих пор – совершенно особенное место в историческом процессе, определили характер не только аграрной эволюции, но и общий ход истории России.

Исторические судьбы страны второго или даже третьего «эшелона» рыночной модернизации, связанные с ее социально-экономической отсталостью, толкали Россию на путь догоняющего развития, усиливали роль и без того гипертрофированной государственной власти.

Придавленность общества государственной властью, ограниченная возможность спонтанных изменений многое объясняют в ходе и исходе российских реформ. Бросается в глаза сильнейшее влияние посторонних интересов (государственных, господствующих классов и т.п.) – посторонних тем задачам, которые реформы были призваны решать. Характерна их вынужденность разного рода политическими факторами: военными поражениями, социальными конфликтами, отставанием в «соревновании» стран, идеологическими устремлениями – самодержавно-патриархальными, социалистическими или либеральными.

Представители исторической науки, оценивая реформы – 1861, 1906, 1918, 1990 годов, каждый раз констатируют кризисное состояние сельскохозяйственного производства и объясняют это, как правило, двумя причинами: недостаточным количеством земли; общей политикой государства, не поддерживающей рыночного аграрного производителя. Основное заключение почти всех экспертов этих реформ сводится к тому, что реформы не привели к стабилизации крестьянской жизни и наращиванию сельскохозяйственного производства, они не завершены и нуждаются в продолжении. Такая оценка аграрных реформ в истории России считается оправданной до сих пор.

Страницы: 1 2 3

Центральное управление при Павле I. Совет Его Величества
Рассмотрение преобразований Павла I в структуре управления следует начать с учреждения, находившегося на втором месте в структуре иерархии властных институтов после императора, коим является Совет Его Величества. Прежде всего, давим вкратце историю этого учр ...

Современный Государственный герб РФ
Процесс законодательного оформления символики Российской Федерации был завершен спустя семь лет, в последние дни 2000 года – на пороге нового века и нового тысячелетия.25 декабря 2000 года вступил в силу Федеральный конституционный закон "О Государствен ...

Реформирование Департамента Полиции (1881 – 1884)
Ставший 30 мая 1882 г. министром внутренних дел граф Д.А.Толстой в всеподданнейшем докладе так сформулировал свое видение будущего России: «При осуществлении реформы надлежит руководствоваться не отвлеченными принципами или чуждыми нам идеалами западноевропе ...