Просветительский этап в болгарском Возрождении.

Материалы » Болгарские земли в Новое время » Просветительский этап в болгарском Возрождении.

Главными идеологами и видными организаторами культурно-просветительского движения на этом этапе были Петр Берон и Васил Априлов. Особенно важное значение для народного просвещения имел болгарский букварь Петра Берона, изданный впервые в 1824 г. в Трансильвании. Наряду с азбукой в нем находились статьи по физике и естественной истории с рисунками. В болгарских училищах, где до этого были только псалтыри, букварь произвел большое впечатление. Вслед за ним появились другие учебники и книги для народа. В школах стала распространяться ланкастерская система обучения. Наконец, на формирование самосознания болгар оказало большое влияние сочинение карпатского украинца Юрия Венелина « Древние и нынешние болгары», проявившееся в 1829 г. Кроме того, Венелин собрал много грамот, старинных песен и составил грамматику болгарского языка.

Практические последствия деятельности Венелина наглядно проявились в судьбе уроженца города Габрово Василия Априлова. Мальчиком он попал в Москву, где в то время габровские купцы имели свои торговые конторы. Априлов посещал русские школы, а затем переселился в Одессу, нажил большое состояние и стал почитателем греческого просвещения. Однако в 1831 г., познакомившись с сочинением Венелина, он изменил свои взгляды и стал поборником просвещения болгарского народа. Объединившись с одесским купцом Палаузовым и другими богатыми болгарами, Априлов открыл на своей родине, в Габрово, училище, где преподавание стало вестись на родном языке и по современному европейскому образцу. Через 10 лет после основания габровского училища, к 1845 г. в болгарских землях уже были 53 болгарские народные школы. Для подготовки хороших учителей болгарские купцы-патриоты посылали молодых земляков в одесский лицей. Год спустя после открытия габровского училища, в городе Солуни архимандритом Теодосием была основана первая болгарская типография. Книги, которые там печатались, способствовали развитию у болгар интереса к своему прошлому и содействовали распространению болгарских школ. Наконец, в Лейпциге в 1846 году Иван Богоров начал издавать газету под названием «Болгарский орел».

Таким образом, результаты культурно-просветительского движения были довольно внушительны, но духовная власть все-таки находилась в руках греческого духовенства. Образованные болгарские патриоты понимали, что одной из важных задач национального возрождения является создание самостоятельной болгарской церкви. В 1839 г. был обнародован «Гюльханейский хатт-и-шериф» — султанский указ о равноправии подданных империи, ставший одним из центральных актов торжественно провозглашенной эпохи реформ Селима III. Несмотря на то, что закрепленные в нем права остались на бумаге, они дали болгарам повод ходатайствовать о замещении греческих епископов болгарскими. И хотя согласия от патриарха получено не было, мысль об освобождении от фанариотов прочно вошла в сознание болгар. Главенствующую роль в борьбе за независимую церковь играли болгарские священники. Во главе этого движения стояли хилендарский архимандрит Неофит Бозвели и монах Илларион Макариопольский.

В 40-е годы ХIХ в. центр борьбы за самостоятельную болгарскую церковь переместился в османскую столицу, где ее поддержало многочисленное влиятельное купечество. Купцы подали прошение султану, где были сформулированы основные требования: церковная иерархия в болгарских землях должна формироваться из болгар и получать определенное вознаграждение за службу; богослужение проходить на болгарском языке; болгарам следует иметь своих церковных представителей при султане в Стамбуле, а также иметь возможность ходить в православный храм и обучаться в болгарских школах. Несмотря на то, что авторов программы сослали в монастырь на Афон, где Н. Бозвели и умер, османское правительство заинтересованное в разжигании болгаро-греческого конфликта, удовлетворило некоторые отдельные требования. С 1848 г. в турецкой столице стала выходить болгарская газета, в это же время в доме знатного болгарина Стефана Богороди, занимавшего высокий пост при султанском дворе, была открыта церковь св. Стефана. При ней были организованы школа и типография. За болгарской общиной в Стамбуле признавались права отдельной епархии во главе с епископом. В 1851 г. патриарх рукоположил болгарина Иллариона Макариопольского, которому, однако, не дал кафедры. В этом же году в городе Пловдиве известный деятель болгарского Возрождения Н. Геров организовал торжественное чествование святых Кирилла и Мефодия. Болгарский народ стал отмечать первый национальный праздник.

Французская буржуазная революция и русская общественная мысль
В дни, когда во Франции вооруженный народ штурмовал Бастилию, в России Радищев печатал свое «Путешествие из Петербурга в Москву». Тогда же Я. Б. Княжнин завершал свою последнюю трагедию «Вадим Новгородский», явившуюся вершиной дворянского свободомыс­лия. Яко ...

Гражданские войны 40-х годов 1 в. до н.э. и диктатура Юлия Цезаря
10 января 49 г. до н.э. Цезарь после тщательной подготовки неожиданно для противников перешел речку Рубикон, являвшуюся административной границей между Цизальпинской Галлией и основной частью Италии, находившейся под управлением римских магистратов. На бере ...

Развитие Аргентины, Бразилии и Мексики в условиях представительной демократии. Чили после диктатуры
Середина 80-х годов для Аргентины и Бразилии - ведущих стран Южной Америки - ознаменовалась переходом от диктатуры к демократической форме правления. В Аргентине это было связано с приходом к власти 10 декабря 1983 г. конституционного правительства радикалов ...