Развитие Аргентины, Бразилии и Мексики в условиях представительной демократии. Чили после диктатурыСтраница 1
Середина 80-х годов для Аргентины и Бразилии - ведущих стран Южной Америки - ознаменовалась переходом от диктатуры к демократической форме правления. В Аргентине это было связано с приходом к власти 10 декабря 1983 г. конституционного правительства радикалов во главе с Раулем Альфонсином. Новое правительство восстановило демократические свободы, действие конституции. Были официально легализованы партии, профсоюзы, общественные организации, отменены преследования по политическим мотивам, было разрешено вернуться на родину политэмигрантам. Начались реорганизация и сокращение вооруженных сил, были урезаны расходы на оборону. Члены трех военных хунт 1976-1982 гг. во главе с бывшими президентами-диктаторами X. Виделой, Р. Виолой и Л. Гальтиери как главными виновниками репрессий и нарушений прав человека в период военного режима, а также ряд других высших офицеров были отданы под суд. В декабре 1985 г. большинство из них, в том числе и все три бывших президента, получили длительные сроки тюремного заключения. Суд над руководителями военной диктатуры имел большой резонанс не только в Аргентине, но и за ее пределами.
Позитивные перемены произошли во внешней политике. Еще при президенте Биньоне после военного конфликта с Великобританией из-за Фолклендских островов возобновилось и теперь получило дальнейшее развитие деятельное участие Аргентины в Движении неприсоединения. В мае 1984 г. Альфонсин стал одним из учредителей совместно с президентами и главами правительств Мексики, Индии, Танзании, Швеции и Греции "Делийской шестерки". Ее участники взяли на себя инициативу выступлений за ядерное разоружение и разрядку напряженности в мире от имени представляемых ими регионов мира.
Видная роль принадлежала правительству Альфонсина в создании Группы поддержки Контадоры и в ее выступлениях против военного вмешательства извне в дела Центральной Америки, за мирное решение центрально-американского конфликта. Достижением правительства явилось урегулирование в 1984-1985 гг. на основе взаимного компромисса многолетнего пограничного конфликта Аргентины с Чили в районе пролива Бигл около Огненной Земли.
Аргентина протестовала против милитаризации Великобританией Фолклендских островов и установления вокруг них Лондоном в 1987 г.150-мильной "зоны безопасности", затрагивавшей права Аргентины на территориальные воды, что еще более обострило отношения двух стран. Правительство Альфонсина высказывалось за решение спора о принадлежности островов путем переговоров. Аргентине удалось добиться поддержки своей позиции странами Латинской Америки, Движением неприсоединения и Генеральной Ассамблеей ООН, но Великобритания категорически отказывалась обсуждать этот вопрос.
Давнее соперничество Аргентины с Бразилией сменилось при Альфонсине в августе 1986 г. соглашением об интеграционном союзе двух крупнейших стран Южной Америки. Эти страны совместно участвовали в более широкой Группе Рио-де-Жанейро, образованной в конце 1986 г. бывшими членами Контадорской группы и Группы поддержки Контадоры для координации усилий в области экономики и внешней политики. Общим для обоих государств стало требование превратить Южную Атлантику в зону мира.
Еще в годы военного режима стремительно расширилась торговля Аргентины с Советским Союзом-с 0,3 млрд. долл. в 1977 г. до 3,5 млрд. в 1981 г. СССР превратился в ведущего покупателя аргентинского зерна и мяса. Однако в связи с тем, что Аргентина делала незначительные закупки в СССР, дальнейшее развитие этих отношений застопорилось и объем торговли стал сокращаться. Правительство Альфонсина проявило заинтересованность в поисках путей к уменьшению дисбаланса и развитию установившихся связей. В октябре 1986 г. впервые в истории президент Аргентины посетил СССР. Были заключены соглашения об экономическом, научном и культурном сотрудничестве и договор о рыболовстве в Южной Атлантике.
С большими трудностями столкнулось правительство в экономической области из-за последствий кризиса 1980-1982 гг. и огромной внешней задолженности. ВВП в 1984 г. увеличился на 2,5%, а в 1985 г. сократился на 4,5%. Инфляция в 1984 г. подскочила до 688%. Уровень заработной платы, повышенный с приходом к власти Альфонсина, стал отставать от цен, несмотря на распоряжение правительства о ее ежемесячной индексации соответственно росту цен. Сохранялась высокая безработица.
Не будучи в силах выплатить накопившуюся задолженность кредиторам по внешнему долгу, достигшему 53 млрд. долл., Аргентина была вынуждена пойти на соглашения с ними, по которым в обмен на льготные условия выплаты процентов и рефинансирование задолженности власти страны обязались сократить дефицит бюджета и инфляцию. В июне 1985 г. правительство Альфонсина приняло соответствующий план оздоровления экономики "Аустраль". Был урезан госбюджет, началась распродажа некоторых государственных предприятий, замораживались цены и заработная плата, вводилась новая денежная единица - аустраль, равная 1 тыс. прежних песо. Прошла волна увольнений. Эффект этих мер оказался кратковременным. Инфляция в 1986 г. уменьшилась до 82%, возобновился рост экономики: ВВП увеличился в 1986 г. на 6%, а промышленное производство - на 12,8%. Однако в 1987 г. ситуация вновь стала ухудшаться. В 1988 г. промышленное производство упало на 5,5%, в 1989 г. - еще более. Занятость в промышленности в 1987 г. составила 95% от уровня 1983 г. Инфляция в 1988 г. достигла 388%, а в 1989 г. - почти 4000%.
Распространение ислама в Башкортостане
В далеком 922 году в столицу Булгарского ханства прибыло посольство багдадского халифа во главе с Ибн Фадланом. Именно этот год считается годом принятия ислама булгарами. Тогда Западная Башкирия входила в состав Булгарского ханства, поэтому распространение и ...
Переговорные процессы
В новой исторической ситуации переговоры в Чунцине о послевоенном устройстве Китая делаются эпицентром политической борьбы. Они продолжаются с августа 1945 по март 1947 г. Американская дипломатия (посол Хэрли, а затем специальный представитель президента США ...
Внешняя политика республиканской Турции
Турции на протяжении 30-х гг. ХХ в. была крайне непоследовательной и не всегда соответствовала национальным интересам. Во многих случаях только личный авторитет Ататюрка удерживал внешнюю политику от катастрофических поворотов.
Так, еще в ходе национальной ...