Мир правозащитников в 70-е годыСтраница 1
В 1973-1974г.г. А.Д.Сахаров продолжал свою общественную деятельность, писал статьи, обращения, давал многочисленные интервью. Так, например, в июле 1973г. он дал интервью корреспонденту шведского радио У.Стенхолъму о политических, экономических и социальных проблемах, стоящих перед нашей страной. Он отметил в этом интервью, что в советском союзе бросается в глаза чрезвычайно большая концентрация экономической, политической и идеологической власти, т.е. отсутствует разделение властей. Наше общество утверждал он самое претенциозное, т.е. претендует на то, что оно гораздо лучше других. [114] Таким образом, Андрей Дмитриевич дал в этом интервью четкую и объективную оценку положения в СССР. После передачи интервью зарубежными радиостанциями А.Д.Сахаров был вызван к заместителю генерального прокурора СССР Малярову, который высказал ему серьезное предупреждение и посоветовал "сделать для себя выводы",[115] на что Андрей Дмитриевич ответил, что не может согласиться с тем, что он "нарушал закон".[116]
Против академика Сахарова развернулась злобная кампания в советской прессе. На него коллективно и поодиночке обрушились писатели, композиторы, рабочие, ученые, в частности, большая группа академиков. Нападкам в печати и различным преследованиям подверглись также члены его семьи. Его жена Е. Боннэр несколько раз вызывалась на допросы в КГБ.[117]
В ответ на все это Андрей Дмитриевич дал пресс – конференцию для западных корреспондентов. Однако преследования Андрея Дмитриевича не прекращались, что подтвердил, в частности в октябре 1973 года визит на квартиру А.Сахарова людей, представившихся членами палестинской террористической организации "Черный сентябрь", угрожавших убить Сахарова и его, близких и требовавших отказа от заявления "Об октябрьской войне в Израиле".[118] Несколько ранее А.Д. Сахаров сделал ряд заявлений о проблеме Израиля и Палестины, где в жесткой форме осуждались все террористические акты палестинцев. Так же в этих заявлениях звучал призыв к мировой общественности о содействии и помощи в разрешения конфликта противоборствующих сторон.
Но академик Сахаров не отказался от своих взглядов и мужественно продолжал борьбу. За большие заслуги в области защиты прав человека в декабре 1973г. ему была присуждена премия "Международной лиги прав человека при 00Н".[119]
В заявлении по этому поводу А.Д.Сахаров писал: "Я принимаю эту премию с глубокой благодарностью и волнением. Я думаю в этот день о сотнях моих друзей и единомышленников, которые находятся в лагерях, тюрьмах и психбольницах и своим мужеством и страданием утверждают защиту прав человека как высокую цель общества . Я хотел бы верить, что присуждение советскому гражданину международной премии прав человека служит свидетельством того, что международное внимание к обеспечению прав человека в нашей стране будет возрастать и окажет глубокое влияние".[120] Таким образом, А.Д.Сахаров надеялся, что изменения к лучшему в СССР все-таки возможны и призывал международное сообщество способствовать этому.
Зимой 1974г. А.Д.Сахаров вместе со своей женой Е.Г.Боннэр познакомился с книгой А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ". Это книга для них обоих стала потрясением.[121] "Уже с первых страниц . судьба многих миллионов наших сограждан, оборотная сторона того бодрого единодушия и трудового подъема, о котором пелись песни и твердили газеты".[122]
Вскоре Андрей Дмитриевич примкнул к коллективному письму, требовавшему оградить Солженицына от нападок и преследований, отдававшего должное "Архипелагу" и трагической судьбе его героев - заключенных.[123] Он дал также ряд интервью об "Архипелаге" и Солженицыне, где снова высказал положительное мнение как о А.И.Солженицыне, так и о его произведений. Однако, узнав о письме Солженицына "Вождям Советского Союза" Андрей Дмитриевич выступил со статьей, в которой отмечалась опасность идей национализма и изоляционизма. Академик подчеркивал в этой статье 3 апреля 1974г.: "Солженицын пишет, что, может быть, наша страна не дозрела до демократического строя и что авторитарный строй в условиях законности и православия был не так уж плох, раз Россия сохранила при этом строе свое национальное здоровье вплоть до XX в. Эти высказывания Солженицына чужды мне. Я считаю единственным благоприятным для любой страны демократический путь развития. Существующий в России веками рабский, холопский дух, сочетающийся с презрением к иноземцам, инородцам и иноверцам, я считаю величайшей бедой, а не национальным здоровьем. Лишь в демократических условиях может выработаться народный характер, способный к разумному существованию во все усложняющемся мире"[124]
Торжество христианской церкви
Религиозная политика Константина. Если почти во всех областях государственной деятельности Константин был последовательным продолжателем многочисленных реформ Диоклетиана, то в области религиозной политики он был его принципиальным противником. В отличие от ...
Передовая общественная мысль в России. Формирование русского просветительства. Общественно-политические взгляды М. В. Ломоносова
Представителем передовой русской общественной мысли, выходившей за рамки официальной дворянской идеологии, был М. В. Ломоносов, показавший своей многогранной деятельностью, какие творческие возможности народа скованы крепостничеством. Он выступал за ускоре ...
Заключение.
Андрей Дмитриевич Сахаров является уникальным человеком, подтверждением этого служит вся его жизнь и деятельность.
Он был высоконравственным, моральным человеком. Несомненно, большое влияние на становление его как личности, оказала семья и окружение. Характ ...