«Партия прогресса» в середине XIX века
Страница 4

Рост значения авторитарности в среде дворянской интеллигенции был вызван более глубокой причиной, а именно фактором национальной "беспочвенности" российского "либерализма". Настоящей почвой "русских либералов", так же как и "русских консерваторов", первой половины XIX в. была обоготворяемая ими Европа и европейская культура, а для многих из них и европейская религия: протестантизм, католичество, внецерковное «христианство» в форме масонства, мистика и метафизика гностических сект и т.д. Национальная "беспочвенность" и тех, и других заключалась в полном отрыве их от истинной русской традиции и от русского народа, который являлся ее носителем. Подобно католику Чаадаеву они не имели никакого понятия об этой традиции. История России до Петра их глубоко не интересовала: там они видели только княжеские межусобицы, монголо-татарское иго, православное обрядоверие и тиранию азиатских деспотов - московских царей. "Либералов" привлекало в русском прошлом только одно светлое пятно - Новгородская республика. Великая история России начиналась у них только с Петра. Петровское наследие было для них единственным русским наследием, которое они с готовностью принимали. Незнание русского народа и его культуры, презрение к ней, как варварской и азиатской, порождали в привилегированном сословии психологический комплекс отчуждения, непонимания и страха. Это отчуждение стало постепенно преодолеваться только в "славянофильском" круге. Но этот круг был слишком мал и потому не делал большой погоды. Значение "славянофильства" заключалось в том, что оно впервые нащупало русскую национальную почву, русскую культурную традицию, стерло с них вековую пыль забвения. "Славянофилы" в этом смысле стали основателями русской - подлинно национальной и патриотической - интеллигенции. Но все же их патриотизм был еще не слишком глубоким, он еще не врастал корнями в толщу народа, он был ограничен дворянским корпоративным духом. "Славянофильство" пробудило интерес ко всему русскому, ко всему славянскому, ко всему народному, однако в силу своей кастовой ограниченности не могло выражать и представлять интересы народа.

Таким образом, "беспочвенность" русской дворянской интеллигенции, как либеральных "западников", так и национал-либеральных "славянофилов", привела только к одной возможной для нее политической идее - революции "сверху": либо посредством либеральной правительственной реформы, либо посредством заговора и политического переворота. Поскольку декабристский путч не удался, последний вариант отпал. Осталась возможность воздействия на императора через проникновение "либералов" в эшелон внесословной государственной бюрократии, что и было с успехом осуществлено в конце 50-х - начале 60-х гг. В силу фактора "беспочвенности" у дворянской интеллигенции не возникала даже крохотная мысль о том, чтобы предоставить народу, после его освобождения от крепостной зависимости "сверху", самому выработать формы своего существования согласно географическому положению России, ее климату, ее природным и культурно-историческим условиям, согласно народному опыту, представлениям, хозяйственным, социальным, государственным, культурным и религиозным идеалам. Для этого требовалось бы созвать всесословный Земский Собор, обеспечить пропорциональное представительство всех сословий, этнических и религиозных групп населения империи, которые выработали бы новое Соборное Уложение - Основной Закон страны, отвечающий всем вышеназванным условиям, а главное - воле всей евразийской нации. Это было бы подлинно демократическое решение проблемы модернизации России на основе традиции - единственно плодотворный и перспективный путь реформ. Но, увы. Ничего такого даже в отдаленном смысле не произошло. "Либералы" всех мастей думали, что у "темной", "забитой" народной массы не может быть никаких хозяйственных, социальных, государственных, культурных и религиозных идеалов. Они представляли народ в виде глины, материи, а себя творцами-демиургами, пигмалионами. Они желали вылепить из России свою возлюбленную Галатею по классическим европейским образцам. Им не было никакого дела до того, как сам народ отнесется к подобного рода "искусству" и каковы будут последствия творческого эксперимента. XX век показал, что последствия эти ужасающи по своим масштабам. Между тем народ мечтал о крестьянском православном царе - атамане, народном заступнике и защитнике, а правде-справедливости (социальной справедливости), о жизни по Божьему Закону, а не по человеческому хотению, о вольном казачестве, о свободной, ревностно пекущейся о своих чадах, Церкви, о вольном хозяйствовании на собственной крестьянской земле, которые бы не требовали ни выкупа, ни отработок, ни барщины, ни оброка. Согласны платить царю-атаману на государевы нужды, десятину Церкви, но не пану, не барину-бездельнику и дармоеду, не ростовщику-разорителю, не иностранным господам. Вполне определенные, здравые и простые идеалы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Программы, политическая организация, лидеры крестьянского движения и тактика ликвидации восстаний. Программы  повстанцев.
Предположительно в ноябре–декабре 1920г. были составлены программа и устав «Союза трудового крестьянства». Первейшей своей задачей он ставил, свержение власти коммунистов-большевиков, доведших страну до нищеты, гибели и позора, с помощью добровольческих парт ...

Дела семейные
Леонид Ильич только в девять лет поступил в приготовительный класс Каменской мужской классической гимназии, которую после революции преобразовали в Первую трудовую школу. Учился недолго. В пятнадцать лет он поступил на завод кочегаром, потом стал слесарем. ...

Государственное управление во второй половине XIX  в. .  Великие реформы Александра II
Во второй половине XIX века под влиянием экономических, социальным, политических факторов самодержавие вынуждено было провести ряд важнейших реформ. Севастополь заставил задуматься над системой государственного управления доведенной до высшей степени централ ...