Управление и учебный процесс в средних женских училищах духовного ведомстваСтраница 3
С конца 80-х годов XIX в. в гимназиях стали активно использовать проведение литературных и литературно-музыкальных мероприятий, как форму воспитательной работы. Они устраивались для учениц всех возрастов: для старшеклассниц - вечера, для учениц младших классов - утренники. Тематика их сначала ограничивалась только датами, связанными с жизнью и деятельностью царей. Позже стали широко проводить вечера и утренники в честь русских полководцев, писателей, просто литературные вечера с чтением стихов, прозы, пением народных песен, исполнением музыкальных номеров. На некоторых менее официальных вечерах устраивались танцы и сладкий стол. По настоянию церковного начальства проведение таких мероприятий было запрещено накануне праздничных дней. Иногда устраивались платные благотворительные литературно-вокальные вечера, сбор с которых шел в помощь беднейшим ученицам.
Для учениц средних и старших классов проводились литературно- исторические беседы под наблюдением преподавателей соответствующего предмета в присутствии начальницы и других преподающих.
В женских заведениях духовного ведомства также обращалось особое внимание на религиозное, нравственное, практическое воспитание девочек. Религиозное воспитание являлось предметом особенных забот начальниц и всех сотрудниц училищ. Воспитанницы всех училищ каждое дело освящали молитвой, всегда посещали богослужения в училищных церквях в воскресные и праздничные дни. Они непосредственно сами участвовали в богослужениях: читали в церкви, пели. Воспитанницы также строго соблюдали посты. Во время Рождественского и Великого постов они исповедовались и причащались. В училищах проводились общеобразовательные чтения литературы религиозно-нравственного и исторического характера. Воспитательницы приучали девочек к скромности, вежливости, отзывчивости к чужому горю, опрятности, бережливости как личным примером, так и через проводимые беседы. Воспитанию высоконравственных качеств у воспитанниц способствовала и семейная атмосфера в духовных училищах. Ученицы с большим уважением и любовью относились к своим воспитательницам, а на некоторых начальниц смотрели как на своих матерей. Воспитание в училищах носило и практический характер. Воспитанницы во всех училищах приучались к ведению домашнего хозяйства. Причем, реформы училищ почти не затронули этой стороны воспитания, несмотря даже на то, что постепенно улучшалось благосостояние самих училищ.
Таким образом, женские средние учебные заведения давали довольно высокий уровень знаний, хотя он был ниже, чем в мужских средних школах. Преподавался широкий круг предметов, преимущество отдавалось предметам гуманитарного цикла. Воспитательный процесс был подчинен задачам укрепления верноподданнических и религиозных чувств. В то же время нельзя не отметить несомненную позитивную роль воспитания в женских учебных заведениях, заключавшуюся, в первую очередь, в привитии девочкам высоких нравственных и моральных принципов, идеалов женственности, эстетического вкуса и хороших манер.
Другие труды по законодательству и праву
Важную роль в формировании гражданского общества Российской империи играли и другие труды по законодательству и праву, разработанные Екатериной II в 1770-1780 годах. В 1777 году по инициативе императрицы, переданной через Вольтера, и на её деньги научное общ ...
Миссионерская деятельность Николо-Корельского монастыря в Заполярье (XIX – начало XX в.)
С началом освоения русскими людьми северных территорий, строительством храмов и увеличением количеством верующих возникла необходимость в образовании Холмогорской епархии (в 1682 году). В числе своих главных задач новообразованное архиерейское начальство вид ...
Возникновение и развитие христианства
Христианство - мировая монотеистическая авраамическая религия. Возникла в первом веке нашей эры в Палестине в среде иудеев. Название «Христианство» происходит от греческого слова «христос», что означает «помазанник». Христом называется Иисус, живший в первом ...