Управление и учебный процесс в средних женских училищах духовного ведомстваСтраница 2
В Минском училище для девиц духовного звания предметы по программам епархиальных женских училищ начали преподаваться с начала 1872/3 учебного года, в Паричском - с 1873/4 учебного года, в Могилёвском - с 1874/5 учебного года. В ходе проведения реформы был расширен круг преподаваемых предметов. В Могилёвском училище девиц духовного звания начались преподаваться такие предметы, как словесность, история русской литературы, физика, геометрия [25, с. 137]. Первым же училищем на территории Беларуси, воспитанницы которого получили право на звание домашних учительниц по тем предметам, в которых они показали хорошие успехи, было Полоцкое. Большинство училищ добились этих прав для своих воспитанниц к концу XIX в. Училищные правления, епархиальное начальство заботились о совершенствовании самого учебного процесса. Вводились постепенно новые учебные программы, что, с одной стороны, изменяло к лучшему распределение учебного материала, с другой же – расширяло курс изучаемых дисциплин. По желанию родителей учащихся вводились такие предметы, как немецкий и французский языки, обучение игре на фортепиано, на скрипке. При выпуске воспитанницам давалось приданое, а при выходе замуж за священников - денежные пособия «соразмерно их успехам и поведению». Лучших учениц могли оставить в заведении в качестве помощниц воспитательниц [24, 184]
Постоянное совершенствование учебного процесса давало возможность преобразовывать училища из трехклассных в шестиклассные. Паричское училище было преобразовано в 1877/78 учебном году, Могилевское - в 1892/93 учебном году. Однако объем знаний, получаемых в училищах духовного ведомства, был меньше, чем в женских гимназиях. Из числа предметов, проходимых в 6-и классах женских гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения, алгебра и естественная история в епархиальных женских училищах не проходилась, всеобщая история и русский язык - в меньшем объеме. Если по окончании епархиального училища воспитанницы желали поступить в 7 класс гимназии, то было необходимо сдавать экзамен за 6-й класс по всем предметам, кроме Закона Божьего [24, с. 186].
Говоря о значении деятельности женских училищ духовного ведомства, нужно отметить, что оно очень велико. Если вначале училища должны были воспитывать только будущих жён для приходских сельских священников, то постепенно на эти заведения возлагалась задача подготовки наставниц начальных школ. В 1874 году в Министерстве народного просвещения возникла мысль учредить при женских училищах духовного ведомства женские учительские семинарии с целью подготовить из окончивших курс воспитанниц наставниц для народных школ. В Министерстве народного просвещения стал даже рассматриваться вопрос об устройстве женской учительской семинарии в местечке Паричи при местном женском училище.
Началось осуществление задуманного проекта. Училище было преобразовано из трехклассного в шестиклассное; на строительство училищных зданий было ассигновано 9565 рублей из духовно-училищного капитала. Однако русско-турецкая война 1877 -1878 годов приостановила работы по учреждению женской учительской семинарии, а вскоре сам проект семинарий был совершенно оставлен [25, с. 147]. Но с этого времени женские училища начали рассматриваться правительством как заведения по подготовке учительниц начальных школ, и впоследствии при них постепенно стали создаваться школы, чтоб воспитанницы могли практически познакомиться с приемами и методами проведения уроков.
Учебно-воспитательный
процесс
Согласно утвержденному 9 января 1862 года уставу учебный курс женских гимназий был рассчитан на семь классов. 31-го мая 1874г. были изданы программы и правила для женских гимназий Министерства народного просвещения. В 1879 году была утверждена единая и обяза ...
Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги. Сущность
столыпинской аграрной реформы
Столыпинская аграрная реформа, о которой в наши дни много творят и пишут, в действительности - понятие условное. В том смысле условное, что она, во-первых, не составляла цельною замысла и при ближайшем рассмотрении распадается на ряд мероприятий, между собой ...
Кровавое воскресенье
6 ноября 1904г. в Санкт-Петербурге открылся I земский съезд. На нем была принята программа, состоящая из 11 пунктов. Она повторяла основные требования либерального движения и настаивала на созыве, впервые в России, «свободно избранных представителей народа». ...