Устройство средних женских учебных заведений Мариинского ведомства. Управление
женскими учебными заведениямиСтраница 4
Большинство женских гимназий находились в арендуемых помещениях, так как не всегда хватало средств для постройки собственного здания.
Многие из арендуемых домов не были приспособлены для проведения занятий. С конца XIX в. некоторые гимназии стали приобретать собственные дома. В 1880 году было построено здание Минской министерской гимназии, которое являлось довольно удобным для занятий, в 1893 году - Гродненской Мариинской гимназии и т.д.
Также в гимназиях существовали библиотеки: фундаментальная и ученическая. Выписывалось множество журналов для учениц и преподавателей. Книги и журналы, поступающие в библиотеки учебных заведений, проходили жесткую цензуру. Запрещенные издания не допускались в библиотеки и изымались из них. Среди учебных пособий, используемых в женских гимназиях, наиболее широко были распространены атласы, глобусы, географические и исторические карты, прописи, модели и другие предметы для рисования, черчения и т.д.
Женские гимназии были открытыми учебными заведениями, т.е. предназначались для «приходящих девиц». Для иногородних же учениц при некоторых гимназиях устраивались пансионы. В Могилевской Мариинской гимназии плата за пансион составляла 300 руб. в год (это полное содержание, включая постель, белье, обувь, одежду, книги, учебные пособия, классные принадлежности, медикаменты). На пищу отпускалось по 26 коп. в день на человека, на одежду и белье - по 35 руб. в год. При пансионе имелась лечебница [24, с. 125].
Пансионы имели четкий распорядок дня, который всегда строго исполнялся. В пансионе Могилевской Мариинской гимназии, как следует из дневника данного учебного заведения за 1898-1901 годы, воспитанницы вставали в 7 часов утра (в праздники разрешалось спать дольше), проводилась молитва и чтение Евангелия, перед уроками дежурные проверяли порядок в ящиках учениц.
После чая воспитанницы выходили на прогулку по гимназическому саду или по прилегающим улицам. В 8.45 начинались занятия, которые продолжались до 14.30 (с перерывом в 12.00 для завтрака). После занятий с 3-х до 4-х часов дня осушествлялась прогулка в город под наблюдением классных надзирательниц, в 4 часа дня - обед, после которого воспитанницы готовили домашние задания, желающие обучались музыке. В 9 часов вечера проводилась общая молитва, занимались до 21.30 и даже до 22 часов [25, с 68].
Таким образом, управленческая вертикаль средних женских учебных заведений была довольно развита и бюрократизирована, действовал ряд советов и комитетов. Что касается финансирования женского образования, то на функционирование женских учебных заведений в Беларуси государством отпускались скудные средства, и они содержались преимущественно за счет местных общественных средств и платы за обучение. Женские учебные заведения различались между собой по материальному состоянию. Это было обусловлено различными источниками финансирования, количеством учащихся, типом школы и т.д.
Народный депутат СССР
В январе 1989 г. А.Д.Сахаров был выдвинут кандидатом в народные депутаты примерно 60 научными институтами Академии наук.[194] Однако 18 января на расширенном заседании Президиума АН СССР его кандидатура утверждена не была.[195] 20 января прошло предвыборное ...
Словенские земли в эпоху Реформации и Контрреформации.
В XVI — начале XVII в. словенские земли испытали на себе влияние Реформации. Словенская Реформация не вылилась в столь острые формы, как немецкая: хотя и в Словении появились некие радикальные секты, главную роль в движении играли умеренные элементы, сурово ...
Нашествие Тахтомыша.
В 1381 году Тохтамыш дает ярлык на великое княжение Ягайлу. Поставив Ягайло противовесом Москвы, Тохтамыш решился на вторжение в пределы Северо- Восточной Руси, чтобы сорвать планы Дмитрия и его митрополита Киприана по созданию общерусского антиордынского фро ...