Устройство средних женских учебных заведений Мариинского ведомства. Управление женскими учебными заведениями
Страница 3

Материалы » Основные тенденции и механизмы развития начального и среднего женского образования в Западных губерниях Российской империи (втор. пол. ХIХ в. – 1917 г.) » Устройство средних женских учебных заведений Мариинского ведомства. Управление женскими учебными заведениями

Источниками содержания женских гимназий и прогимназий были: пособия из государственной казны или из ведомства императрицы Марии, плата за обучение, пожертвования частных лиц, местные пособия. Ассигнования государства были скудны, и основную сумму доходов гимназий составляли плата за обучение и общественные средства. [25,с. 33]. Благотворительность общественности в пользу женских гимназий Беларуси лимитировалась, но Министерство народного просвещения вынуждено было поддерживать в некоторых случаях инициативу местных городских обществ, направленную на открытие новых или расширение действующих женских гимназий в Беларуси. При назначении пособий женским учебным заведениям существовала норма, установленная законом: для гимназий - 2000 руб., для прогимназий -1000 руб. в год [25, с. 45 ].

Размер оплаты за обучение в женских гимназиях устанавливался по местным условиям попечительскими советами гимназий. Он зависел от множества факторов: посещения ученицами учебного заведения, организации учебно-воспитательного процесса, активности общественной поддержки, демократичности педагогического коллектива и др. В середине XIX в. размер оплаты составлял 15-20 руб. в год [15, с. 70]. Представление о конкретной сумме оплаты в женских гимназиях в различные периоды может дать соотношение ее с заработком преподавателя.

Плата вносилась за полгода вперед, в случае ее задержки в течение месяца следовало исключение не уплатившей ученицы из гимназии. Но это происходило редко, так как против этого зачастую выступало общество и городские власти.

Не все родители имели достаточно средств для обучения дочерей, и иногда писали прошений об освобождении от платы за учебу в связи с тяжелым материальным положением. Довольно часто эти ходатайства удовлетворялись начальством гимназии (в зависимости от финансового положения данного учебного заведения) [24, с. 180.].

При некоторых женских учебных заведениях существовали общества вспомоществования нуждающимся ученицам, которые оказывали помощь беднейшим из них. Ходатайства о помощи подавались родителями прямо в общество или через начальство гимназии. Кроме материальной нужды учениц, подававших прошение о пособии, принималось во внимание их поведение и успехи в науках. Средства общества состояли из членских взносов, доходов от капиталов и имущества, пожертвований членов общества, других лиц и организаций, доходов от литературных вечеров, публичных лекций и т.д. Использовать средства разрешалось исключительно в пользу гимназии. За этим следили педагогический совет и управление общества.

Материальную помощь своей гимназии оказывали также начальник, преподаватели, даже ученицы. Как правило, в каждой гимназии некоторое число учениц являлись стипендиатками, то есть обучались на средства, завещанные частными лицами или ведомствами. В Витебской Мариинской гимназии существовали стипендии имени Ее Императорского Величества Императрицы Марии Федоровны, имени Его Императорского Высочества Принца Петра Георгиевича Ольденбургского, стипендии тайного советника Ростовцева и др. (всего 12). От оплаты за обучение освобождались дочери служащих женских гимназий, которые проработали в них не менее 3-х лет [25, с. 79].

Всеми средствами, которые поступали в гимназию, распоряжался педагогический совет. Исключение составляли государственные целевые суммы и деньги, пожертвованные частными лицами, организациями, обществами со специально оговоренным предназначением. Попечителю округа давался отчет педсовета о решении финансовых вопросов в гимназии, но сама деятельность совета была самостоятельной.

Страницы: 1 2 3 4

Общественно-политическая мысль
В общественном сознании сформировалась демократическая программа обновления России, выразителями которой в этот период выступали прежде всего революционеры-разночинцы. В целом 60 —70-е годы были отмечены серьезными сдвигами в идейной жизни общества. Для это ...

Обзор историографии
Как уже отмечалось выше, со времён Карамзина начал складываться чёрный миф о правлении Павла I. Продолжением развития этой концепции стала обширная монография Шильдера, в которой павловское правление характеризуется как бессмысленная ломка старых екатерининс ...

Морской Устав
13 января 1720 г. был объявлен Указ об издании Устава морского, а 13 апреля — обнародовали и сам Устав, вышедший под заглавием "Книга Устав морской о всем, что касается доброму управлению в бытности флота на море". В "Манифесте", которым ...