Чернобыль – угроза генофонда РБ
26 апреля 1986 г. во втором часу ночи произошла авария на Чернобыльской АЭС. Эта авария явилась зловещим итогом технического отставания СССР, серьезных ошибок в развитии атомной энергетики. Еще в 70–80-е годы руководство страны имело информацию от компетентных органов о серьезных недостатках в проектировании и строительстве ЧАЭС. На протяжении десятилетий человек рассматривался не в качестве высшей цели и ценности социально-экономического развития, а как средство для достижения целей этого развития. Экономили на всех ресурсах. И в результате это вылилось в Чернобыльскую аварию.
70% всех веществ от взрыва осело на территории Беларуси. К загрязненным территориям или пострадавшим районам были отнесены участки земли, составляющие в России 0,6% ее территории, на Украине – 5%, в Беларуси – 23% (2100 тыс. человек = 54 района Гомельской, Могилевской, Брестской, Минской и Гродненской областей). Огромные потери понесла экономика республики. Из народнохозяйственного использования было выведено свыше 22% сельхозугодий (18 тыс. км2), почти 15% лесов. Общие издержки составили 16 национальных бюджетов страны (или 100 млрд. рублей). Украина на минимизацию последствий от взрыва принадлежащей ей АЭС тратила ежегодно от 5,8 до 6,4% годового бюджета, а Беларусь – от 13,6 до 22%. Пагубна роль и тогдашнего руководства. Известие об аварии всколыхнуло весь мир. Только советские органы союзного и республиканского руководства в это время делали вид, что ничего страшного не случилось.
В 1990 г. Верховный Совет БССР рассмотрел и одобрил долгосрочную государственную программу по преодолению результатов катастрофы на ЧАЭС на 1990–1995 гг., которую разработало правительство Республики. Программа предусматривала выделение Беларуси из союзного бюджета 18 млрд. рублей (в 1986–1989 гг. на эту цель было использовано только 1,1 млрд. руб.).
В 1991–1992 гг. Верховный Совет Республики Беларусь принял ряд новых законов, направленных на обеспечение поддержки людей, которые пострадали от катастрофы на ЧАЭС. Это такие законы как «Закон о социальной защите граждан, которые пострадали от катастрофы на ЧАЭС», закон «о статусе территорий, которые подверглись радиоактивному загрязнению» и т.д. Основное внимание было обращено на отселение людей из пострадавших районов и обустройство их на новом месте. Для переселенцев было построено 173 поселка (11 тыс. квартир и домов усадебного типа), общеобразовательные школы на 8953 места, дошкольные учреждения на 5510 мест, больницы на 740 мест. Для живущих в загрязненных территориях введены доплаты и другие виды материальной помощи. Но этого, конечно, недостаточно и Беларуси одной с этой бедой будет очень тяжело справиться.
Крестьянские лидеры.
Лидеров крестьянского движения можно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся повстанцы, искушенные в политике и состоявшие в какой-либо партии. К этой группе относятся: А.С. Антонов, А.Б. Семенов, Р.Н. Плужников, И.Е. Ишин, П. Давыдов, С.В. ...
Внешняя политика России при Александре II
Внешняя политика России при Александре II была направлена, прежде всего, на решение восточного вопроса. Поражение в Крымской войне подорвало международный авторитет России, привело к утрате ею преобладающего влияния на Балканах. Нейтрализация Черного моря де ...
Разгон Учредительного собрания
В вопросе об Учредительном собрании большевики оказались в весьма двусмысленном положении. В течение всего 1917 г. они выступали сторонниками его созыва, одновременно выступая с лозунгом "Вся власть Советам!". Столкновение между Советами и Учредите ...