Значение политических факторов для формирования народов Европы и
национальных государствСтраница 1
Из всех государств, основанных германцами в Западной Римской империи, главную роль играло Франкское в Галлии. В конце 8 в. франкский король Карл Великий соединил под своей властью Галлию, часть Испании (до Эбро), северную и среднюю Италию и вновь завоеванную Германию, до полабских славян, а в 800 году принял титул римского императора, после чего в Западной Европе продолжала существовать (после вторичного восстановления Оттоном Великим, в середине 10 в.) «Священная Римская империя германской нации», состоявшая в средние века из Германии и Италии, а позже - из одной Германии. В середине 9 в. империя Карла Великого распалась на Францию, Германию и Италию.[6]
Во всех этих странах развился феодализм, раздробивший их на множество мелких владений. Главной связью, соединявшей романо-германские народы (а с ними западных славян и венгров) в одно целое, был католицизм, который развил учреждение папства в целую духовную монархию.
Средние века на Западе характеризуются, главным образом, католико-феодальными чертами быта, а новая история, начиная уже с переходных 14 и 15 вв. - разложением католицизма и феодализма.
Благодаря тому что история романо-германских народов явилась продолжением истории Западной Римской империи, благодаря объединяющему влиянию католицизма и, наконец, благодаря постоянному взаимодействию главных исторических стран (Италии, Германии, Франции и Англии), Западная Европа в средние века и новое время проходила одни и те же стадии развития, лишь видоизменявшиеся в зависимости от местных условий, хотя значение отдельных стран было далеко не одинаково.[7]
К концу 14 в. передовые люди громко стали требовать церковной реформации, которая и началась в 20-х гг. 16 века в Германии (и немецкой Швейцарии), откуда перешла в Данию, Швецию, Англию, Шотландию, Нидерланды и др. страны, отторгнув от католической церкви половину Западной Европы и повсеместно сопровождаясь внутренними политическими переворотами. И в гуманизме, и в реформации сказалось развитие личного начала, которому суждено было получить весьма важное значение в новой истории Западной Европы.
Успехи реформации вызвали в середине 16 столетия сильную католическую реакцию, которая сопровождалась религиозными войнами, как междоусобными, так и международными, прекратившимися лишь в середине 17 в.
Религиозная реакция дополнялась политической. 14 и 15 века были эпохой сословной монархии, когда повсеместно королевская власть ограничивалась сословно-представительными учреждениями; но со второй половины 15 в. королевская власть повсюду стремится к абсолютизму, и религиозная реформация во многих странах совершалась в связи с борьбой между королевской властью и государственными чинами.
Победителями из этой борьбы вышли короли, и большая часть государств Западной Европы в 17-18 вв. приняли форму абсолютной монархии, достигшей наибольшего развития в век Людовика XIV, т. е. во второй половине 17 в. и начале 18 в. Религиозная реакция и развитие абсолютизма сильно задержали исторический прогресс, но в 18 в. возобновилось светское умственное движение гуманизма, восприняв в себя и некоторые приобретения реформационной эпохи: это, так называемое, «просвещение» 18 в., главным органом которого была французская литература этого столетия.
В середине 18 в. влиянию новых идей подпали, до известной степени, представители государственной власти в абсолютных монархиях (век Фридриха Великого) и началась эпоха «просвещенного абсолютизма», когда королевская власть стала отказываться от традиций католической реакции и начала реформировать старые государственные и общественные порядки.[8]
Социальная характеристика древнего Рима.
Центром Римского государства было Средиземноморье, а пограничными окраинами на севере – Рейн и Дунай, где приходилось воевать с германцами, на востоке – Евфрат, где приходилось воевать с парфянами. Имперские наместники и другие должностные лица в этих провин ...
Князь и дружина в повести временных лет. Княжеская власть на Руси
Итак, разберем те особенности и функции княжеской власти в древнерусском государстве, которые дошли до нас с помощью Повести временных лет.
Само существование княжеской власти подразумевает определенные институты и атрибуты общества, которые мы называем «го ...
Жестокий
образ ведения войны
Весною 1214 г. три монгольские армии снова вторгаются в цзиньские пределы. На этот раз они действуют по новой системе, выработанной на основании опыта предыдущих кампаний. При подходе к укрепленным городам монголы сгоняют народ из окрестностей и затем идут н ...