Общественное движение в Болгарии в 60—70-е гг. ХIХ в.Страница 1
Во второй половине X I X в. борьба за восстановление церковной независимости вступила в завершающий этап. В 1860 г. во время пасхального богослужения Илларион Макариопольский не упомянул имени греческого патриарха и завершил литургию хвалой в честь турецкого султана. Это было равносильно заявлению о независимости болгарской церкви от греческой патриархии.
В это же время Болгарию наводнили католические и протестантские миссионеры, стремившиеся подорвать позиции православия в Болгарии. Возникло движение за унию с католической церковью, которое возглавлял общественный деятель Драган Цанков.
Позиция России, которая внимательно следила за греко-болгарской «распрей», долгое время оставалась двойственной. С одной стороны, она придерживалась принципа сохранения единства православия в Османской империи под эгидой Константинопольского патриарха, с другой — она видела, что церковная борьба стимулирует движение за унию между католической и православной болгарской церковью, а следствием этого станет усиление позиций Франции на Балканах. В связи с такой опасностью Россия решила вмешаться в этот конфликт. Посол в Константинополе генерал Н. П. Игнатьев энергично поддержал болгар и ходатайствовал перед Портой о благоприятном разрешении болгарского церковного вопроса. К концу 60-х гг. ХIХ в. Константинопольская патриархия фактически утратила реальную власть в болгарских землях.
28 февраля 1870 г. великий визирь Али-паша собрал болгарских и греческих представителей и вручил им султанский фирман об учреждении самостоятельной церкви под именем болгарского экзархата. Во главе управления был поставлен экзарх, который избирался из среды болгарских митрополитов и утверждался султанским бератом.
Провозглашение в Болгарии экзархата встретило активное сопротивление со стороны Константинопольской патриархии, она не признала избранного болгарами в 1872 г. экзарха Антима I и объявила болгар раскольниками. Несмотря на это, создание самостоятельной, независимой церкви явилось крупной победой болгарского народа на пути к полной независимости.
В 60—70-е гг. ХIХ в. национально-освободительное движение стало приобретать четко организованные революционные формы, главной целью борьбы было освобождение от османской власти. В этом процессе основная роль принадлежала активному участнику движения за церковную самостоятельность — Георгию Савве Раковскому. Он получил хорошее образование, учился в одной из лучших греческих школ в Константинополе, затем в Афинах и Париже, занимался литературой, писал стихи, был этнографом и журналистом.
Еще в начале 40-х гг. Г. С. Раковский участвовал в выступлении болгар против турок. Неудачная для России Крымская война (1853 — 1856) повлияла на деятельность Раковского. Он уехал в Румынию, где стал заниматься публицистической деятельностью. В 1856 г. он приехал в город Нови-Сад, где работал журналистом, писал стихи и заметки о положении болгарского народа, а через год выпустил первый номер газеты «Болгарский дневник», которая имела ярко выраженную политическую окраску, направленную против османских властей. После этого по требованию турецких властей Г.С. Раковский был выслан за пределы Австрийской империи и в 1858 г. приехал в Россию. Поселившись в Одессе, он занялся литературной деятельностью, стал собирать материалы по истории средневековой Болгарии.
В 1860 г. Г. С. Раковский приехал в Сербию, где ему удалось наладить выпуск газеты «Дунайский лебед». Газета стала чрезвычайно популярной в Болгарии и в целом на Балканах. В Белграде он продолжил разработку планов освобождения Болгарии от турок. Из болгарских эмигрантов при поддержке сербского правительства Раковский организовал специальный «болгарский легион», который должен был стать в конечном счете армией и участвовать в военных действиях как на территории Сербии, так и в Болгарии. Он надеялся, что в союзе с сербами этот легион будет освобождать болгарские земли. Однако в 1862 г. между Турцией и Сербией наступил мир, и легион оказался ненужным. Разочаровавшись в партизанских методах борьбы, Г. С. Раковский уехал в Бухарест, где возглавил революционно настроенных болгарских эмигрантов. В 1867 г. им был написан «Временный закон для народных лесных чет», согласно которому вся их деятельность подчинялась единому руководству и строжайшей дисциплине. В этом же году выдающийся болгарский революционер умер. С деятельностью Г.С Раковского фактически завершился четнический этап национально-освободительного движения.
Культура России XIX века. Россия в начале 19 века
Вначале 19 века со всей очевидностью проявляется кризис всей феодально-крепостной системы царской власти. Это вызвало попытку реформ социально-политического положения страны, внутренней политики, а также государственного аппарата, армии, судебной системы, то ...
Исторические школы.
Дальнейшее развитие исторической науки в России проявлялось в форме образования исторических научных школ.
Термин «историческая школа» подразумевает круг, ученых, придерживающихся сходных взглядов ( метод типологии).
С.Ф. Платонов выделил:
1. Германскую и ...
"Жалованная грамота городам"
Одновременно с Жалованной грамотой дворянству была издана Грамота на права и выгоды городам Российской империи или Жалованная грамота городам. Подобно дворянскому, городское общество рассматривалось как юридическое лицо, пользующееся корпоративными правами, ...