Болгарский народ под властью Османской империи (ХV–ХVII вв.)Страница 2
Выполняло население и некоторые трудовые повинности: извоз, устройство и охрана дорог, строительство мостов и горных переходов. Различные категории населения обладали определенными привилегиями: например, войнуки и доганджии освобождались от обычных повинностей и налогов. Так, доганджий (начальник сокольничих), в обязанности которого входила дрессировка соколов, ястребов, орлов для военных целей, за свою службу пользовался правами свободных граждан. В целом же население Болгарии было обременено тяжелыми налогами, из которых самым унизительным и приносящим страшные бедствия была подать мальчиками, десятина с мужского поколения, набиравшаяся через каждые пять лет. Самых здоровых детей отвозили в серали и там в строгой дисциплине воспитывали из них янычар — главную военную опору султана в первые века турецкого могущества.
В болгарских городах ремесло и торговля строго регламентировались османским законодательством. Существовали ремесленные корпорации — эснафы, организованные по конфессиональному признаку. Члены эснафа составляли самоуправляющуюся общину с цеховой иерархией: мастер, подмастерье и работник. Они имели общее имущество, и власти строго регламентировали объем производства, качество товара и цены на него. Цеховые корпорации существовали отдельно для мусульман и для христиан, их права и налоги фиксировались специальными султанскими указами (фирманами). Города обычно делись на кварталы (махалы) также по конфессиональному признаку.
В ХV в. болгарские города переживали некоторый подъем в экономическом развитии. Постепенно восстанавливалась дунайская и черноморская торговля. Особенно быстрыми темпами развивалось горнорудное дело на юго-западе Болгарии.
Плодородные болгарские земли были надежным источником сельскохозяйственной продукции для огромной турецкой армии. Фактически болгарская экономика подпитывала материальные ресурсы османской экспансии в Центральную и Восточную Европу.
Османская власть не обладала разветвленным провинциальным аппаратом, и даже сбор налогов осуществлялся разными способами и с помощью разных должностных лиц и откупщиков. Главными фигурами османской администрации на местах были судьи-кади, резиденции которых располагались в городах. Кади рассматривали дела как христиан, так и мусульман, контролировали местных чиновников, издавали распоряжения и надзирали за их исполнением. В конце ХVII в. провинциальный аппарат был укреплен институтом аянов — представителей местной османской верхушки, которые набирали собственные вооруженные отряды и самостоятельно утверждали свою власть над окрестным болгарским населением.
Положение православной церкви также претерпело важные изменения. Болгарская патриархия с центром в городе Тырново была ликвидирована еще в конце ХIV в. Когда в 1453 г. султан Магомет II занял столицу Византии, которая вместе с тем была и центром восточно-римского церковного управления, греческому патриарху удалось получить от султана специальный фирман, которым не только подтверждались права патриарха по управлению собственно греческой национальной церковью, но и значительно расширялись его полномочия благодаря подчинению его церковному управлению всех народов восточно-христианского вероисповедания без различия национальности, т. е. греков, болгар, валахов, молдаван и албанцев (кроме сербов). Таким образом, греческий патриарх стал духовным главой всех угнетенных народов полуострова, сосредоточив в своих руках огромную власть по управлению церковными делами.
При Константинопольской патриархии было создано управление, куда входили остатки уцелевшей греческой аристократии. По имени одного из константинопольских кварталов — фанар, где помещалось управление, вся эта патриаршая армия получила у балканских славян нарицательное имя — фанариоты. Они имели право состоять на государственной службе и занимать высокие должности при дворе султана. Постепенно фанариоты, по профессии банкиры, торговцы, врачи, юристы, дипломаты, переводчики и другие, укрепили свои позиции в Константинополе, приобрели большой авторитет и стали полновластными хозяевами в центре и на местах. Греки-фанариоты являлись активными врагами болгарской церкви, они стремились эллинизировать местное население, искоренить славянскую литургию и уничтожить книги на болгарском языке. В городах Болгарии этого времени в широком обиходе были два языка — турецкий и греческий. Болгарский язык был слышен только в местечках, деревнях и на ярмарках. Фанариоты говорили: «Турок — это господин, ага, грек — это образованный человек, гражданин, болгарин — это пастух, невежа, варвар».
Кадровая политика
Положительную роль в развитии сельского хазяйства сыграло улучшение качественного состава руководителей сельскохозяйственного производства (Саржан А.А. Социально-экономические и политические процессы в Донбассе 1945 – 1998 гг. – Донецк, 1998. – с. 87 – 88). ...
Расширение народного образования
К важным результатам деятельности правительства "просвещённого абсолютизма" относятся меры, предпринятые Екатериной II относительно народного образования. С Петра I образование в России носило практический характер - усвоение знаний для потребносте ...
Тактика ликвидации крестьянского движения в Тамбовской и Саратовской
губерниях.
Ликвидация крестьянского восстания на Тамбовщине проходила в несколько этапов. Первоначально подавляли крестьянское восстание военачальники С.Н. Шикунов, Ю.Ю. Аплок и К.В. Редзько прежде всего путем военных и репрессивных мер. А.В. Павлов пытался ликвидирова ...