Крестьянское хозяйство и землепользованиеСтраница 1
Земля – естественное условие и основное средство сельскохозяйственного производства. Ее распределение и использование относятся к важнейшим условиям крестьянской жизни. Национализация земли явилась первым шагом к утверждению социалистического способа производства в деревне. Ликвидация частной собственности на землю и обращение ее в общенародное достояние не позволили развиться рабской привязанности к своему клоку земли, облегчили переход крестьянина от мелкого индивидуального к крупному общественному хозяйству. Обобществление собственности на землю, таким образом, подготавливало обобществление использования земли, обобществление самого процесса сельскохозяйственного производства.
Однако национализация земли сама по себе не привела еще к победе крупного социалистического производства в деревне. Основная масса крестьянства не была еще готова к переходу на путь социализма. Масштабы и характер сельскохозяйственного использования земель обуславливаются многими объективными обстоятельствами. Размеры и состав земельных богатств страны определяют лишь естественные пределы возможностей развития сельского хозяйства. Степень реализации зависит от общественных условий – численности населения страны, в особенности сельского, уровня развития производственных сил и форм социальной организации.
В организации и регулировании системы пользования сельскохозяйственными землями с момента перехода к нэпу особое значение приобрела задача удовлетворения потребностей крестьянского хозяйства, который выражался в подъеме сельскохозяйственного производства в целом.
С введением нэпа крестьянские хозяйства очень быстро восстановили площадь обрабатываемых земель и обнаружили стремление к их дальнейшему расширению.
Правительство ставило перед собой задачу проведения социалистической реконструкции деревни, поэтому основное внимание она обращала на создание социально-экономических условий и прежде всего материальной базы для перехода к коллективному хозяйству.
Земельный кодекс РСФСР, принятый в 1922 г., оформил существование и функционирование системы мелкохозяйственного хозяйства в условиях нэпа. Вместе с тем он закрепил принципы национализации земли, открывал перед крестьянами путь к общественным формам хозяйства и обеспечил государству возможность эффективно воздействовать на развитие поземельных отношений в деревне, а следовательно, и на развитие деревни в целом. Национализация земли являлась важнейшим фактором социально- экономического развития доколхозной деревни.
Важнейшей особенностью поземельных отношений крестьянства изучаемого периода является существование института земельных обществ как низовых объединений землепользователей. Правовое оформление этого института было дано в Земельном кодексе РСФСР 1922г. и в «Нормальном уставе земельного общества», утвержденном Наркомземом РСФСР 5 января 1926 года. Земельное общество представляло собой территориальное объединение крестьянских дворов, осуществлявшее непосредственное управление землепользованием и регулирование поземельных отношений своих членов. Общество могло избирать любой способ землепользования: хуторское или отрубное пользование землей или обобществить земельный надел. Вступление в общество новых дворов и наделение их землей из его участка допускалось только с согласия общества. Активная роль земельных обществ в хозяйственной жизни деревни подкреплялась и усиливалась предоставлением им прав юридического лица. Они могли приобретать и продавать имущество, искать и отвечать на суде, ходатайствовать в других учреждениях.
Становление Президентской республики.
После того, как горбачевская администрация исчерпала свои возможности по силовому давлению на местные власти, уверенно взявшие курс на формирование собственной государственности. Центр был вынужден приступить к реформированию государственного устройства СССР ...
Переход к России Правобережной Кубани
После Кючук-Кайнарджийского мира Россия, казалось бы, прочно закрепила за собой Правобережную Кубань. Однако это было закрепление с помощью войск. Для основательного закрепления, как понимала Екатерина, здесь нужны были постоянные носители российских интерес ...
Права Думы и принципы работы
Дума могла выступать с законодательной инициативой по всем вопросам за исключением основных государственных законов. По февральскому 1906 г. Закону Дума получила право запроса к министрам и главноуправляющим ведомствами, подчиненными правительствующему Сенат ...