Внутриполитическая борьба (1991-1997 годы)
Страница 1

После распада Советского Союза перед российским руководством остро встала задача сохранения государственного единства. Самое поразительное заключалось в том, что центробежные тенденции, начало которым было положено самим российским руководством (тезис президента Б.Н.Ельцина в возможностях для российских автономий принять на себя столько суверенитета и полномочий, сколько они смогут реализовать), угрожали единству и целостности России. Практически все российские автономии сразу же заявили о своем суверенитете, а некоторые из них (Татарстан, Башкортостан, Якутия и Чечня) даже взяли курс на выход из состава Российской Федерации.

В сложившейся обстановке с большим трудом удалось 31 марта 1992 года подписать Федеративный договор, определявший характер взаимоотношений между субъектами Российской федерации (республики, края, области, округа, а также Москва и Санкт-Петербург), обозначавший и границы государства. К договору не присоединились лишь Чечня и Татарстан. Он был одобрен VI съездом народных депутатов и стал началом конституционной реформы в России.

В то же время шла активная разработка проекта новой Конституции России. Его обсуждение шло в обстановке ожесточенной политической борьбы. Проект, предложенный президентской командой, предусматривал наличие «сильной» президентской республики, в которой права парламента были бы значительно урезаны («сильный» президент, формирующий правительство и обладающий правом роспуска парламента и возможностью назначать новые выборы). Представители Верховного совета, наоборот, настаивали на концепции «сильного» парламента, власть которого гарантировала президенту и часть его властных полномочий («сильный» парламент, назначаемое им и подотчетное ему правительство, должность президента наделена ограниченными полномочиями).

Отсутствие четко обозначенных конституционных положений, касающихся властных структур государства, дискуссии о проектах Конституции привели к обострению отношений президента и парламента. Сложилось своеобразное двоевластие – в оппозицию к президенту вступили Председатель Верховного Совета Р.И.Хасбулатов и вице-президент А.В.Руцкой. Они пользовались поддержкой значительной части народных депутатов и определенных политических сил.

Президентская сторона, не желая упускать инициативу, выступила с предложением проведения референдума о доверии Президенту, его социально-экономической политике, о необходимости проведения досрочных президентских выборов и проведении перевыборов народных депутатов. В голосовании по этим четырем вопросам, проходившем 25 апреля 1993 года, принято участие 64% россиян, внесенных в избирательные списки. Результаты голосования – «да», «да», «нет», «нет». Таким образом, ни предложение о досрочных выборах Президента, инициированное парламентом, ни предложение о его роспуске, на чем настаивала президентская сторона, не прошли. Это еще больше усилило политическое противостояние.

Сложившаяся тупиковая ситуация могла решиться, как это бывало раньше, двояко – либо взаимным компромиссом и уступками, либо открытым противостоянием, предполагавшем силовые методы ее разрешения. Но ни одна из сторон идти на уступки не пожелала. Открытая конфронтация в условиях назревавшего внутриполитического кризиса становилась неизбежной.

В условиях этого опасного баланса сил и интересов Б.Н.Ельцин 21 сентября 1993 года издал указ о проведении конституционной реформы, первым шагом к реализации, которой был роспуск Верховного Совета (вопреки решениям референдума) и проведение в декабре нового референдума о новой конституции России, а также выборов в новые государственные органы власти. Верховный Совет, в свою очередь, обвинив президента в нарушении конституции, объявил об отстранении его от должности. Обязанности главы государства временно возложил на себя вице-президент А.В.Руцкой. Здание Верховного Совета («Белый дом»), где в это время народные депутаты собрались на свой чрезвычайный съезд, стало центром сопротивления президенту.

2 октября 1993года по Москве прокатилась волна многочисленных массовых демонстраций, организованных оппозицией. Противостояние достигло своего апогея. По призыву Руцкого и Хасбулатова 3 октября их сторонники начали штурм здания московской мэрии и телецентра. В ответ Б.Н.Ельцин ввел в Москве чрезвычайное положение и ввел в столицу войска. Но если в августе 1991 года войска старались соблюдать нейтралитет, то уже утром 4 октября 1993 года по приказу президента танки обстреляли боевыми снарядами Белый дом, где находилось несколько сотен его защитников. Обстрел из танковых орудий вызвал пожар в здании и гибель многих ни в чем не повинных людей. В результате осады и обстрела здания, во второй половине дня 4 октября оно было захвачено верными президенту войсками, а оставшиеся в живых укрывшиеся в нем депутаты Верховного Совета, в том числе и руководители сопротивления, были арестованы.

Страницы: 1 2

Мобилизационные планы
Постоянно меняющаяся и все более опасная политическая атмосфера Европы 1930-х годов, так же, как и постоянное появление новых технологий, неизбежно влияли на советские стратегические концепции, каждый раз делая существующую систему сосредоточения сил не отве ...

Деятельность зарубежной агентуры Департамента Полиции в 1883 – 1885 гг.
После фактического прекращения деятельности «Священной лиги» требовалось создать новую, уже официальную, государственную структуру в составе Департамента полиции. Требования к организации политического сыска за рубежом были крайне высоки, но должным уровнем ...

Преступления против человечности.
Все обвиняемые совершили преступления против человечности в период с 1939 года по 8 мая 1945 года в Германии и на территориях, оккупированных германскими вооруженными силами начиная с 1 сентября 1939 года, а также в Австрии, Чехословакии, Италии и в открытом ...