Эволюция общественно-политической мысли стран Ближнего и Среднего Востока
под воздействием современностиСтраница 1
Место и роль Арабского Востока в меняющейся системе современных международных связей и отношений, в формирующемся новом миропорядке будут определять множество динамично трансформирующихся в последние десятилетия, но в особенности с 90-х годов XX века, и сложно взаимодействующих между собой факторов и реалий глобального и регионального характера. Не менее сложным, как свидетельствуют события последних десятилетий, будет и влияние арабского мира, исламской цивилизации на мировое сообщество. Осмысление многовекторных, внутренне противоречивых, процессов взаимодействия арабо-исламского мира и мира «внешнего» по отношению к Арабскому Востоку невозможно в отрыве от базовых современных представлений об арабских странах, претерпевающих на рубеже XX – XXI вв. сложную эволюцию, причем, процесс этот не завершен.
Достаточно пестрый по своему составу Арабский Восток включает более двух десятков малых, средних и крупных государств мира. На его просторах отнюдь не безраздельно доминирует исламская цивилизация. Здесь довольно тесно, хотя в различных государствах по-разному, переплелись своими историческими, хозяйственными, культурными, социопсихологическими, нравственными корнями крупнейшие мировые цивилизации – исламская и христианская, а также особые ветви мировой цивилизации - иудейская, средиземноморская и африканская[13].
Становление единого информационного пространства, глобализация хозяйственных процессов, возросшая интенсификация международных обменов, включая деловые связи, массовый туризм, трудовые миграции, гуманитарные связи и т.п., способствовали резкому усилению межцивилизационных, межэтнических связей и контактов в особенности на границах соприкосновения, в регионах переплетения народов и цивилизаций, что в полной мере относится к Ближнему Востоку.
Господствующий здесь мир ислама отнюдь не монолитен, на его обширных просторах расположились, наслоились и тесно переплелись различные, остро конфликтующие между собой направления - тарикаты, мазхабы, коранические школы и толкования самых различных направлений. Эти и многие другие особенности арабского мира не оставляют сомнений в том, что в XXI в. как внутренние, так и международные процессы в регионе Ближнего Востока будут развиваться в особо сложном пространстве – правовом, политическом, хозяйственном, культурном, этноконфессиональном. Как и в предшествующей истории региона, они будут отличаться взаимодействием с одной стороны, и конфликтами с другой.
На протяжении последних 50 – 100 лет, но в особенности с конца XX века, арабский мир претерпевает сложную, в известном смысле беспрецедентную в истории мировых цивилизаций, модернизацию. С одной стороны, она вызвана объективными внутренними процессами, с другой быстрым развитием торгово-экономических и политических альянсов, союзов и группировок, в целом глобализацией хозяйственных, политических и иных процессов. Наряду с процессами глобализации, переход от авторитаризма к элементам демократии и гражданского общества одновременно либеральными хозяйственными реформами, составляет некий стержень той эпохи, которую переживает регион в последние полтора – два десятилетия.
Эти процессы, кажется, ломают все более или менее сложившиеся на протяжении XX века представления о факторах, характере и направлениях, темпах, закономерностях общественной, эволюции сложившихся здесь общественных систем (авторитарных, с жесткими светскими или мусульманскими режимами; авторитарных просвещенных светских или мусульманских режимов; парламентских демократий с элементами традиционной власти; монархий с элементами парламентской демократии и т.д.).
Смена эпох - от холодной войны и биполярного мира, закрытых общественно-государственных устройств к государствам «без границ», интенсивному международному обмену и взаимодействию в его самых разнообразных формах, сближению и слиянию национальных информационных пространств, а также хозяйственных и даже политических систем смешали все или почти все сложившиеся ранее представления о миропорядке, в том числе и на просторах Ближнего Востока. Происходит хотя и не тотальная, но заметная смена, обновление этических представлений о внешней политике, нормах международных отношений, меняются приоритеты, цели и задачи внешней политики государств - крупных, средних, малых, а также международных организаций, политических партий и движений, и даже конкретных политиков[14].
Смена эпох сопровождается сменой вызовов, приоритетов в политике, союзников и «противников» или политических оппонентов. Причем, если приоритеты можно до известной меры выбирать, союзников и оппонентов - менять, то вызовы XXI века или третьего тысячелетия - более или менее постоянны (демографический пресс, угроза экологии, растущий дефицит жизненно важных ресурсов, региональные конфликты, гражданское противостояние в отдельных государствах и кризис государственности, международный терроризм, наркоторговля, нелегальная миграция и т.п.). Игнорирование их, промедление, как и поспешность в попытках адекватно ответить на вызовы эпохи – равным образом опасны возникновением кризисов, нередко – системных, сопряженных с угрозой возникновения гражданских войн, развала государственности, в особенности в тех странах, которые изрядно задержались со стартом назревших экономических и политических реформ. Таких на Ближнем Востоке – большинство.
Карфаген. Социальное, политическое и кономическое положение.
Первым серьезным противником Римской республики в борьбе за господство в Западном Средиземноморье выступает Карфаген.
К моменту первого военного столкновения, переросшего в Первую Пуническую войну (III век до н.э.), Карфагенское государство имело уже более ...
Вступление
Эпоха правления Елизаветы Петровны оказала, безусловно, огромное влияние на развитие русской культуры и науки. В ней можно выделить как множество положительных, так и отрицательных моментов. Достаточно сказать, что Елизавета пришла к власти на волне борьбы с ...
Преобразования Сетоку - Тайси и зачатки государственности в Японии
При рассмотрении данной темы, в первую очередь встает вопрос о роли в этом процессе наследного принца. Многовековая традиция считает Сётоку-тайси наиболее крупной фигурой раннего японского средневековья и одной из самых выдающихся личностей в истории страны ...