ЗаключениеСтраница 1
Настоящая курсовая работа является попыткой осмысления одного из интереснейших на мой взгляд, периода, периода довоенного и Великой Отечественной войны. Причем на его фоне рассматривалась актуальнейшая во все времена проблема развития «советского единства», отчасти которой, а точнее его результата, коснулось и наше поколение.
За годы Советской власти в рассмотренное время были достигнуты бесспорные успехи в сфере межнациональных отношений, равно как и издержки этой политики, которых, к сожалению, оказалось немало. Особенно это проявилось в годы сталинских репрессий. Репрессии, с одной стороны, позволили одним махом, не соблюдая обычных административных процедур, сменить целое поколение на новое, подготовленное уже в современных условиях, более грамотное и воспитанное вне партийной фракционности. В 1939г. в руководящем составе номенклатуры четверть работников имела возраст 20-29 лет, 45% - возраст 30-39 лет, старше 50 лет было всего 6,5%.[11;163]
В то же время репрессии разрушили все начавшие складываться через самоорганизацию номенклатурные кланы, ориентированные на групповые цели и ускользающие от контроля. После того, как мы наблюдали действия таких кланов, которые в конце 80-х годов хладнокровно ликвидировали СССР, опасения И.В.Сталина также нельзя считать абсурдными.
Однако все это - лишь попытки реконструировать возможные рациональные объяснения в целом страшного и жестокого дела, которое даже если и решило срочные и чрезвычайные проблемы, но заложило под советскую государственность мину замедленного действия.
С января 1938г. репрессии начали тормозить, был принят ряд "охлаждающих" постановлений, сняты, судимы и расстреляны ведущие работники НКВД во главе с наркомом. Нарком юстиции потребовал от судов строго соблюдать процессуальные нормы, и суды стали возвращать НКВД дела на доследование (50% дел по политическим обвинениям), резко увеличилось число оправдательных приговоров, несмотря на протесты нового наркома внутренних дел Л.П.Берии. В 1939г. была проведена массовая реабилитация (освобождено огромное количество людей, в том числе офицеров, которых восстановили в армии). Многие события (не только приговоры и казни, но и неожиданное освобождение и быстрое продвижение некоторых групп работников) пока не находят убедительного объяснения, многие сделанные под давлением политических факторов выводы требуют проверки.
Если охарактеризовать период репрессий более глобально, то можно сделать вывод, что в результате были уничтожены многие представители национальной интеллигенции, подвергались преследованиям и насильственному переселению целые народы: чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, калмыки, немцы, крымские татары, турки-месхетинцы, что, разумеется, не могло не отразиться на их национальном самочувствии. Фактически было уничтожено целое сословие - казачество. Из-за подобного рода ошибок, а также преступлений, национальное самосознание многих народов пребывало во "взорванном состоянии".
Не секрет, что ученые по-разному смотрят на эти вопросы и довольно-таки редко можно встретить объективную позицию. Преобладают либо явно негативные оценки происходящего, такие как «насильственный ввод войск - плебисцит - и советская республика», либо уже ярко позитивные «рукоплескания или то, что например прибалтийские республики хирели без России» и т.п.
Что касается СССР, то, может быть, его создание было насильственным механическим объединением, а может и нет. Предпосылки для объединения независимых государств были: это и общие экономические цели, и оборонительные, и историческая привязанность народов.
Тем не менее, СССР был создан именно как государство, а не межгосударственное объединение, при этом государство, по его основным признакам, федеративное, а не унитарное (примечательно, что РСФСР, унитарное по своей сути государство, называлось федерацией, а СССР федерацией не назывался). Но были и особенности: за республиками было оставлено право выхода, что соответствует принципам не федерации, а конфедерации; с другой стороны, учреждение объединенных наркоматов открывало возможности для фактического расширения полномочий центра и сдвига в ряде направлений к унитарному государству.
Биография С. Е.
Десницкого
Основоположник русской юриспруденции, Семен Ефимович Десницкий происходил из мещан города Нежина. Родился в конце 30-х – начале 40-х годов XVIII века. Окончив Троицко-Лаврскую семинарию, он в 1759 году был направлен в гимназию при Московском университете.
Д ...
Первое Краевое правительство: попытка
государственности
Германская оккупация Крыма, правительство Сулькевича. 1 мая 1918 года германские войска завершили оккупацию Крыма. В ответ на ноту протеста наркоминдел Советской России Г.В. Чичерина германский дипломатический представитель граф В. Мирбах цинично заявил, что ...
Отношение к крепостному праву
Какие бы свободолюбивые идеи ни исповедовала Екатерина II, как бы ни было велико её желание искоренить в России "крепостное рабство", пойти на радикальные меры она не решалась. Императрица понимала, что тем самым противопоставит себя опоре трона - ...