Казахстан в начале XX века. Социально-экономическое
положение края в начале XX векаСтраница 2
XX в. была добыча золота. В Экибастузе, Караганде, Саранске разрабатывались угольные месторождения, добытый уголь железной дорогой и водным путем доставлялся в Пермскую губернию, Омск и Барнаул, а также в Павлодар, Петропавловск и другие города края.
В начале
XX в. в экономической жизни Казахстана важную роль приобретают соледобывающие промыслы, находившиеся в основном в западном и северо-восточном регионах края. Соль добывалась как для местных нужд, так и для вывоза. Наиболее крупными были Баскунчакские промыслы во Внутренней Орде, где работали до 5 тыс. казахов, Коряковские, Карабашские в Павлодарском уезде Семипалатинской области. Соляные промыслы сдавались в аренду артелям, товариществам и обществам.
В Западном Казахстане, Урало-Эмбинском районе добывалась нефть. Разработкой нефтяных месторождений в 1912—1914 гг. занимались «Западно-Уральское нефтяное общество», «Урало-Эмбинское общество» и «Северо-Каспийская нефтяная компания», владельцами, которых были английские капиталисты. Дешевая рабочая сила, отсутствие конкуренции, богатые месторождения нефти при хищнической эксплуатации приносили огромные прибыли хозяевам.
В целом же, в промышленности края преобладали предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья: кожевенные, салотопенные, мыловарные, винокуренные, маслобойные и др.
В Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской областях получили развитие шерстяно-суконные фабрики, мясоконсервные заводы, в которых особую заинтересованность проявляло военное ведомство, а также мукомольно-крупяная промышленность.
В Южном Казахстане кроме мелких предприятий по обработке сырья развивалась и хлопкоочистительная промышленность. В начале
XX в. в Шымкенте было построено четыре хлопкоочистительных завода, в Туркестане — два.
Рыбные промыслы развивались в Волжско-Каспийском бассейне, Урало-Эмбинском крае, на Аральском море, на Иртыше, Балхашском и Зайсанском озерах.
В превращении Казахстана в источник сырья и рынок сбыта капиталистической промышленности важную роль сыграло строительство железных дорог. В начале
XX в. в Казахстане развернулось строительство железных дорог — Оренбург — Ташкент, Троицкой, Алтайской и Семиреченской железных дорог. Основной железнодорожной магистралью дореволюционного Казахстана была Оренбургско-Ташкентская, построенная в 1901—1905 гг.
Строительство железных дорог имело огромное значение в экономической жизни края, так как железные дороги связывали край с промышленными центрами России и втягивали в общероссийский экономический рынок. Из Казахстана вывозились различное промышленное сырье, продукты скотоводства, скот, зерно, а в край ввозились фабрично-заводские изделия, галантерейные, бакалейные товары. Железные дороги также имели военно-стратегическое значение для перебрасывания войск и подавления народных выступлений и волнений. К 1917 г. в Казахстане было проложено всего 2793 версты железных дорог, из них 2557 верст были дорогами общего пользования и лишь 236 верст местного значения [7;112].
В Семипалатинской области из-за отсутствия железных дорог пользовались водным путем. Грузы по Иртышу перевозили пароходные компании «Западно-Сибирское товарищество пароходства и торговли» и др. В 1911 по Иртышу ходил и 73 парохода и 214 непаровых судов и барж, основная часть которых была занята перевозкой грузов между Омском и Семипалатинском.[7;256]
В крае широко использовался гужевой транспорт. Грузы перевозились по трактам Семипалатинск — Верный — Ташкент, Оренбург — Гурьев, Петропавловск — Кокчетав — Акмолинск и др.
Развитие промышленности и строительство железных дорог и водных путей заложило экономическую основу формирования кадров рабочего класса в Казахстане, начало которого относится в основном к середине XIX в. Основными источниками их формирования в крае были отходники из обедневшей части казахских шаруа и крестьяне-переселенцы, разорившиеся ремесленники, кустари и беднота местных городов, нижние воинские чины, а также квалифицированные рабочие и крестьяне-бедняки из внутренних и других губерний Российской империи.
Возникновение и развитие христианства
Христианство - мировая монотеистическая авраамическая религия. Возникла в первом веке нашей эры в Палестине в среде иудеев. Название «Христианство» происходит от греческого слова «христос», что означает «помазанник». Христом называется Иисус, живший в первом ...
«Перестройка» и крах социалистического строительства
В марте 1985 г. начался новый этап в истории СССР, получивший название «перестройка», который коснулся и аграрного сектора, но только в части управления сельским хозяйством. В ноябре 1985 г. было принято совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О дальнейш ...
Крестьянская реформа в России 1861 г.. Экономические и социальные предпосылки падения крепостного
права
Политическую обстановку в России в середине ХIХ века можно охарактеризовать следующим образом.
После поражения восстания декабристов в стране началась полоса реакций. Пришедший к власти в декабре 1825 г. Николай I за годы своего тридцатилетнего правления по ...