Первые гербы на Руси

Что же известно об истории российского герба? В источниках имеется мало письменных свидетельств о российских символах. Да они и скудны и нечетки.

В древней Руси как такого гербового изображения не было. У славян Поднепровья живших в VI-VIII веках нашей эры существовали затейливые орнаменты, знаменовавшую ту или иную территорию.

Древнейшими эмблемами считаются так называемые знаки Рюриковичей. У Святослава это двузубец, у его потомков трезубец и позже – атакующий сокол. Что эти знаки собой символизировали, доподлинно неизвестно. Однако большинство историков сходится во мнении, что это христограммы (т.е. символы, относящиеся к христианской вере).

Некоторые князья симпатизировали какому-то одному типу знаков и использовали их чаще, чем какие-либо иные. Так, род московских князей, к которому принадлежал и Иван III, первый государь Руси, относительно часто пользовался фигурой всадника. При раскопках в Новгороде были найдены монеты, относящиеся к 1212 - 1216 годам. Всадники на монетах и печатях московских князей изображались самые разные: известны "мечник" (всадник с мечом в руке), "сокольник" (всадник с соколом на руке), "копейщик" (всадник с копьем), просто всадник без всякого вооружения и снаряжения[7]. В последствии этот знак появляется на лицевой стороне монеты (копейки). На другой стороне обычно изображали какой-либо символ, связанный с князем, например, изображение его покровителя (см. Приложение 1)

Изображение ездеца понималось современниками как изображение самого владельца знака – князя. На монетах и печатях ездец, обыкновенно, сопровождался надписью, сообщавшей титул и имя князя. Титульная надпись и ездец воспринимались в комплексе: ездец – как изображение князя, а титульная надпись – как подпись при изображении, поясняющая кто именно изображен на данной монете или печати.

Своеобразие российской знаковой культуры заключается в следующем:

1. знаки создавались произвольно, без учета каких-либо общих правил их построения,

2. знаки были, в целом, непостоянны: один и тот же князь, город, иерарх пользовался разными знаками на своих печатях и монетах и произвольно менял их вне связи с какими-либо объективными причинами.

Это объясняется тем, что Россия до конца XIV века не была единым целым, были лишь отдельные княжества, изредка объединяющиеся (в основном для отражения врага). Под символикой же понимается целый комплекс явлений и предметов, которые олицетворяли в себе какой-либо зримый образ, выражающий представления людей о том, что должно являть собой государственные начала.

Французская буржуазная революция и русская общественная мысль
В дни, когда во Франции вооруженный народ штурмовал Бастилию, в России Радищев печатал свое «Путешествие из Петербурга в Москву». Тогда же Я. Б. Княжнин завершал свою последнюю трагедию «Вадим Новгородский», явившуюся вершиной дворянского свободомыс­лия. Яко ...

Покорение Волжской Булгарии.
Все лето конные орды татаро-монгольских ханов разными дорогами продвигались на Запад, а осенью их основные силы соединились в пределах Волжской Булгарии. Перейдя через р. Яик (Урал) татаро-монголы обрушились на Волжскую Булгарию. Булгары давно готовили оборо ...

Первая Балканская война.
В сентябре 1912 г. страны Балканского союза предъявили коллективную ноту турецкому правительству с требованием предоставить административную автономию ее европейским провинциям. Турция отклонила ноту и 9 октября 1912 г. Черногория начала военные действия. Ст ...