Женские
училища духовного ведомстваСтраница 1
Одним из типов учебных заведений, существовавших на территории Беларуси во второй половине XIX , были женские училища духовного ведомства. Открытие их было связано со значительным увеличением в 60-е годы XIX в. количества служителей русской православной церкви. Непосредственной задачей данных учебных заведений была подготовка будущих жен для священнослужителей - «благочестивых супруг и просвещенных матерей, которые могли бы содействовать нравственному усовершенствованию православного духовенства, а через него - и народа»[3, с. 88]. Воспитание девочек духовного звания очень сильно отличалось от других заведений.
Началом истории деятельности женских училищ духовного ведомства можно считать 30 - 40 годы XIX в., когда возникают первые приюты для малолетних дочерей сирот священников при православных монастырях. Первый приют на территории Беларуси был устроен при Буйничском монастыре в Могилевской епархии [3, с. 90]. Вторая половина 40-х - 50-е годы XIX в. характеризуются превращением приютов из благотворительных заведений в благотворительно-просветительные учебные заведения. В конце 50-х годов выявилось несоответствие между количеством желающих получить образование и ограниченным количеством вакансий в этих заведениях. К тому же выявилась потребность в более просвещенных женах и матерях по сравнению с теми, которые выходили из приютов. Поэтому в конце 50-х годов XIX в. начались работы по созданию правительственных просветительных учреждений. Особенно остро эта проблема стояла в Западном крае, так как для успешного и окончательного обращения униатов и укрепления православия необходима была правильная организация женского образования «в духе православия и русской народности» на территории Беларуси [25, с. 74].
Одним из первых, кто поднял в правительстве вопрос об учреждении в западных епархиях России учебных заведений для девиц духовного звания, был вице-директор департамента духовных дел иностранных исповеданий П.Н. Батюшков. В 1859 году он представил на рассмотрение императору Александру II «Проект всеподданейшей записки об учреждении училищ девиц духовного звания в западных губерниях» и одновременно с ним проекты преобразования Буйничского приюта в училище, а также устав и штат планируемого училища [25, с. 79]. В том же 1859 году императрица Мария Александровна выразила желание принять Могилевское училище под свое покровительство, и по ее воле началась разработка устава и штата планируемого училища. Во время подготовительной работы по созданию Могилевского училища на территории Беларуси были открыты 2 училища для девиц духовного звания: Паричское и Минское. Паричское училище стало первым училищем такого типа. Оно было открыто в сентябре 1860 года [10, с. 11].
Открытию Минского и Полоцкого училищ содействовало восстание 1863 - 1864 годов. Для этих двух училищ был выработан единый устав, были назначены приблизительно одинаковые штаты, а затем началась работа по устройству каждого из этих учебных заведений в отдельности. 18 ноября 1863 года император утвердил устав и штат Минского училища девиц духовного звания. В 1865 году началось строительстве училищного здания. 8 ноября 1867 года была освящена училищная церковь и официально открыто училище [15, с. 60].
В Полоцкой епархии в середине 60-х годов XIX в. действовало 2 женских духовных училища. С перемещением в город Витебск центра духовной жизни Полоцкой епархии планировалось перевести и женское духовное училище, существующее при Спасо-Ефросиниевском монастыре. Благодаря игуменье монастыря Синод оставил за монастырем отпускаемую до тех пор на училище сумму на открытие епархиального училища, но уже для детей псаломщиков. В Витебске было решено основать училище, находящееся под покровительством императрицы Марии Александровны. 18 сентября 1863 года император разрешил выдавать дополнительную ежегодную субсидию в размере 500 рублей на содержание казеннокоштных воспитанниц Спасо-Ефросиниевского училища. Если священники с этого времени начали отдавать своих дочерей в Витебское училище, то Спасо-Ефросиниевское оставалось исключительно для бедных дьячковских и пономарских дочерей [25, с. 71].
Таким образом, к 1865 году во всех белорусских епархиях, за исключением Гродненской, были открыты женские училища православного духовного ведомства.
В 70-90-х годах, как и в 60-х, в Беларуси существовали средние женские учебные заведения в основном двух типов: гимназии Мариинского ведомства и учебные заведения духовного ведомства.
Наряду с ними продолжали существовать частные женские учебные заведения и одна прогимназия Министерства народного просвещения. Всего казенных женских учебных заведений в этот период было сначала 8, потом 9. Все они были открыты с 1863 по 1867 годы, в период острой борьбы с польским влиянием в сфере образования.
Развитие Аргентины, Бразилии и Мексики в условиях представительной демократии. Чили после диктатуры
Середина 80-х годов для Аргентины и Бразилии - ведущих стран Южной Америки - ознаменовалась переходом от диктатуры к демократической форме правления. В Аргентине это было связано с приходом к власти 10 декабря 1983 г. конституционного правительства радикалов ...
Тенденции и противоречия социально-экономической жизни в СССР во второй половине 1960 – начале 1980-х гг.
14 октября 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Н.С.Хрущев был смещен со всех государственных и партийных постов и отправлен на пенсию. По существу, его смещение отвечало глубоким интересам и потребностям общества. Однако сделано это было тайно от народа, без гласного ...
Народное хозяйство Беларуси в середине 80-х – начале 90-х гг.
Социально-экономическое развитие БССР проходило под влиянием идей перестройки и ускорения, рассмотренных на апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС и XXVII съезде партии, который прошел 25 февраля – 6 марта 1986 г. В соответствии с этим в республике была разработ ...