Средние женские учебные заведения в Беларуси во второй половине XIX – начале ХХ вв. Средние женские учебные
заведения Мариинского ведомстваСтраница 2
Попечитель Виленского учебного округа И.П. Корнилов в 1866 году составил проект организации женского образования в округе [17, с. 121]. Главная идея этого проекта состояла в том, чтобы в населенных пунктах с преимущественно православным населением открыть новые женские учебные заведения, которые бы осуществляли обучение и воспитание в духе русского самодержавия и с наименьшими государственными затратами. И.П. Корнилов предлагал открыть женские училища в Бресте, Пружанах, Слониме, Мстиславле, Мозыре, Бобруйске. Содержательницами этих училищ и преподавателями в них должны были стать «благонадежные русские» (лица) православного исповедания и «самые благонадежные» из лиц лютеранской веры[17, 136]. В 1868 году эта предложенная И.П. Корниловым система открытия женских училищ была принята. Было открыто 32 таких училища в Виленском учебном округе [7, с. 57].
Женские гимназии в первые годы своего существования развивались слабо и медленно. Учениц поступало в них мало, да и те ученицы, которые поступали в гимназии, были большей частью детьми самых бедных родителей, так что треть всех учениц была не в состоянии вносить плату за обучение. Женские гимназии не были популярны в среде польско-белорусского дворянства. Оно с самого начала отнеслось к женским гимназиям с недоверием и предубеждением, как к заведениям от правительства. Родителям высшего сословия было неудобно отдавать своих детей в женские гимназии, а тем более под сопровождением слуг. Широкое распространение получило домашнее образование[24, с. 157].
Но постепенно гимназии стали наполняться ученицами, среди которых находились дети состоятельных и бедных родителей различных вероисповеданий. Доверие местного общества к данным учебным заведениям выразилось в постоянном приросте числа учащихся. Если в 1867 году в женских гимназиях Северо-Западного края было 560 учениц то в 1870 году - уже 882. В 70-х годах XIX в. количество воспитанниц настолько возросло, что многим приходилось отказывать в приеме из-за недостатка вакансий. [19, с. 113].
Ввиду этого при гимназиях постепенно стали открываться параллельные отделения, и плата за обучение была повышена. Резкое увеличение количества учащихся в женских учебных заведениях в 70-е годы можно объяснить, во-первых, борьбой русской администрации с польскими частными пансионами и школами, которые существовали нередко без разрешения правительства; во-вторых, увеличением количества русских чиновничьих семей, которые нуждались в образовании для своих дочерей. Повысились также требования к уровню знаний поступающих. До 80-х годов основная часть женских гимназий были шестиклассными, к концу же XIX в. большинство их стало семиклассными, что и предусматривалось уставом женских гимназий.
В 80-90-х годах XIX в. в Беларуси начали открываться всесословные женские гимназии и прогимназии Министерства народного просвещения. [23, с. 20] Они создавались по «Положению о гимназиях и прогимназиях в Юго-Западном крае» от 26 мая 1869 года. Это положение фактически распространялось на северо-западные губернии. Общероссийское «Положение о гимназиях Министерства народного просвещения» 1870 года здесь не получило распространения [18, с. 130] . «Положение» 26 мая 1869 года отличалось от общероссийского тем, что не допускало участия в учреждении и управлении женской школой представителей городских сословий, а также было направлено на отстранение польского и белорусского дворянства от участия в делах женских учебных заведений. «Положением» 1869 года устанавливалось, что женские гимназии и прогимназии состоят в ведении Министерства народного просвещения и подчиняются непосредственно попечителю конкретного округа [25, с. 66].
Во второй половине XIX – начале XX вв. среднее женское образование в Беларуси, как и в России, заняло довольно прочное положение в системе народного образования. Появления среднего женского образования стало результатом борьбы демократической общественности за право женщин на получение образования, а также реформирования системы народного образования. Среднее женское образование было профессионально сориентированным на деятельность выпускниц в качестве «начальной учительницы ». Женские гимназии на первом этапе своей деятельности развивались слабо и медленно. В них в основном занимались дети бедных слоёв населения. Но постепенно в гимназии стали поступать дети и состоятельных родителей.
Историография о крымскотатарских полках русской армии (1807-1817)
Несмотря на то, что на общем фоне недостаточного изучения вопроса истории военной службы крымских татар в русской армии (1784-1920 гг.) период истории крымских конно-татарских полков (I807-1817 гг.) исследован лучше всего, тем не менее нельзя не признать фак ...
Формирование и деятельность губных учреждений
Возникшие в ходе преобразований 30-40-х г. г. XVI в. органы губного самоуправления стали важным звеном местного самоуправления вплоть до конца XVII в., сосредоточив в своих руках всю полноту власти по управлению подведомственной территорией. Возглавлял губно ...
Родовые общины и племена. Поселения-стоянки первобытных людей
В период позднего каменного века совершенствование орудий труда и все хозяйственное развитие постепенно привели к глубоким положительным изменениям и в самом человеческом обществе. Людей объединял общий труд, они сообща оборонялись от нападений диких зверей. ...