Развитие начального женского образования в Западных губерниях Российской империи во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.
Страница 2

Материалы » Основные тенденции и механизмы развития начального и среднего женского образования в Западных губерниях Российской империи (втор. пол. ХIХ в. – 1917 г.) » Развитие начального женского образования в Западных губерниях Российской империи во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.

Церковноприходские школы и школы грамоты начали активно создаваться с конца 50-ых годов XIX в. Во второй половине 60-ых – начале 80-ых годов в связи с буржуазными реформами и возросшей ролью Министерства народного просвещения наблюдается спад их численности. После убийства Александра II в 1881 году, во внутренней политике России произошли значительные изменения. В руководстве государством взяли верх консервативные силы, начали пересматриваться и реформы 60 – 70-ых годов. Первые контрреформы затронули народное образование. Началось возрождение церковноприходских школ и школ грамоты под покровительством императора. В 1884 году церковноприходские школы были переданы в подчинение Синоду. 13 июня 1884 года были приняты «Правила о церковноприходских школах», которые подчёркивали необходимость начального образования, связанного с религиозным воспитанием. Целью данных школ являлось распространение среди крестьян народного образования в духе русской народности и православия «утверждение в народе православного учения веры и нравственности христиан и сообщение первоначальных знаний» [10, с. 48].

Церковноприходские школы и школы грамоты открывались в сёлах при приходских церквях православным духовенством. Об открытии школ священники обязаны были доносить епархиальному архиерею, испрашивая его благословения и утверждения. Школы грамоты были «организованные» и «домашние»[10, с. 50]. Организованными считались те, которые имели штатного учителя и включались в школьную сеть епархиальных советов. «Домашние» школы не имели обязательных учебных классов и программ, и обучение в них продолжалось одну зиму.

Население отдельных уездов обслуживалось школами не равномерно. Одна школа приходилась на 870 душ и 19,4 квадратных вёрст, но если учитывать, что часть училищ находились в городах, то одна школа в действительности приходилась на большее число сельских жителей [1, с.27].

Ещё одним типом учебных заведений, где могли получать образование девочки, были городские училища. Вначале это были мужские учебные заведения. С 1880 года разрешалось открывать женские городские училища. В начале XX в. по ходатайству населения стали во многих городских училищах было допущено совместное обучение детей [11, с. 38]. Однако только после переименования городских училищ в высшие начальные в 1912 году дети обоих полов юридически получили равные права на высшее образование. Женские высшие начальные училища были открыты в Городке и Бресте, смешанные – в Чечерске, Пропойске, Жлобине и других населённых пунктах (всего 16) [11, с.39]. Во второй половине XIX в. особое покровительство властей наблюдалось в сфере частного женского образования. Частные учебные заведения были двух видов – школы (в которых обучались приходящие ученицы) и пансионы (закрытые учебные заведения). В них принимались дети всех сословий. Правительство выделяло значительные средства на их содержание. К концу 70-ых годов в Беларуси было открыто 21 частное училище [6, с. 9].

Ещё один тип учебного заведения, где обучались и девочки – это частные училища при церквях иностранных исповеданий. В 1864 году в них обучалось 548 девочек (по Виленскому учебному округу) [2, с 17]. В основном ученицами являлись дочери представителей городского сословия.

Таким образом, вторая половина XIX – начало XX вв. ознаменовалось возникновением и становлением начального женского образования на территории Беларуси появляются отдельные женские начальные учебные заведения, широкое распространение получила практика смешанного обучения детей в начальных школах различного уровня и типа. Наиболее распространёнными типами женских начальных школ были народные женские училища, смены при мужских приходских и народных училищах, а также частные начальные школы.

Страницы: 1 2 

Личности.
Несмотря на то, что в отечественной историографии долгое время отрицалась выдающаяся роль отдельных личностей в истории, а главная роль творца истории безраздельно отдавалась народным массам, движение катилинариев вполне ярко иллюстрирует тот факт, что зачас ...

Обзор историографии
Как уже отмечалось выше, со времён Карамзина начал складываться чёрный миф о правлении Павла I. Продолжением развития этой концепции стала обширная монография Шильдера, в которой павловское правление характеризуется как бессмысленная ломка старых екатерининс ...

Поражение социальной революции и возврат к консерватизму
19 октября Витте был назначен на пост премьер-министра — должность, созданную ради укрепления нового принципа министерской солидарности. На него возлагалась задача обеспечить обещанные Манифестом 17 октября свободы, подготовить выборы в Думу, восстановить п ...