ВведениеСтраница 1
Просвещение и образование – неотъемлемая часть культуры, своего рода её фундамент. Развитие народного образования оказывает очень большое влияние на все стороны жизни общества. Зная особенности этого процесса можно сделать выводы о степени культурного и духовного развития народа. В условиях переосмысления исторического прошлого нашего государства и возрастания интереса к истории национальной культуры в современном белорусском обществе объектом общественного и научного обсуждения стали вопросы развития народного образования.
В арсенале исторических и историко-педагогических исследований по народному образованию Беларуси существует достаточно много работ, касающихся почти всех видов учебных заведений, однако женские начальные и средние школы до сих пор остаются малоизученными. Исследование женского образования представляет интерес для формирования целостного научного взгляда на систему образования дореволюционной России и Беларуси, что и обусловливает актуальность данной темы.
Цель
данной работы заключается в детальном и комплексном анализе основных тенденций и механизмов развития начального и среднего женского образования как составной части народного просвещения в Западных губерниях Российской империи во второй половине ХIХ века – по 1917 год.
В рамках поставленной цели выделены следующие задачи
:
1. Осветить актуальные вопросы возникновения и развития начальной женской школы в Беларуси в рассматриваемый период;
2. Проанализировать процесс становления средних женских учебных заведений на территории Беларуси во второй половине XIX – начале ХХ вв.;
3. Рассмотреть устройство средних женских школ Мариинского ведомства;
4. Выявить концептуальные основы управления и учебного процесса в женских училищах духовного ведомства.
Хронологические рамки
работы охватывают период второй половины ХIХ века – по 1917 год. Правомерность такого выбора определяется необходимостью детального анализа принципиально нового этапа в развитии начального и среднего женского образования на территории Западных губерний Российской империи.
Географические рамки
охватывают территорию
шести Западных губерний Российской империи. В ряде случаев приходиться выходить за данные границы, что обусловлено спецификой объекта изучения.
Объектом
изучения является народное образование на территории Беларуси во второй половине ХIХ века – по 1917 год.
Предмет
рассмотрения включает в себя развитие женских начальных и средних учебных заведений в обозначенный период.
Историографический обзор и источниковая база
. Проблема развития женского образования в Беларуси не была предметом специального научного изучения, поэтому до сегодняшнего дня по данной теме не имеется отдельных научных работ. Однако в отечественной историографии есть некоторые исследования, в которых раскрываются отдельные аспекты проблемы женского образования.
В дореволюционный период история женского образования на территории Беларуси серьёзно не изучалась. Рассмотрению проблемы развития женских учебных заведений Российской империи, в том числе и Беларуси, посвящена работа Г. Я. Киприяновича [16]. В своём труде рассматриваются вопросы истории школы и просвещения Беларуси второй половины XIX – начала XX вв., деятельность управления Виленского учебного округа, школьная политика царского правительства в крае, педагогическое прошлое отдельных белорусских губерний. В исследованиях А. В. Белецкого [7] рассматриваются вопросы истории школы и просвещения Беларуси изучаемого периода, деятельность управления Виленского учебного округа, школьная политика царского правительства в крае.
Колнилов И. [17] в своих трудах даёт оценку педагогических взглядов и деятельности начальников и преподавателей, работавших в средних учебных заведениях Гродненской губернии в XIX – начале XX вв., показывает роль педагогических советов в организации учебно-воспитательного процесса, приводит статистические данные, которые раскрывают состояние и тенденции развития Гродненских женских гимназий.
Работа Е. Лихачёвой «Материалы для истории женского образования в России (1856 – 1880)» охватывает историю женского образования в целом по Российской империи, но в ней можно найти сведения и по возникновению и развитию женских гимназий в белорусских губерниях.
Надо сказать, что в дореволюционной историографии имеют место некоторые попытки изучения развития среднего женского образования в Беларуси, однако многие из них носят несистематизированный и фрагментарный характер. К тому же эти работы написаны в духе поддержки правительства в сфере народного образования в Беларуси, а поэтому факты в них подобраны тенденциозно.
НЭП
Необходимость нормализации отношений города и деревни заставила партийно-государственное руководство пойти на отмену продразверстки, замену ее продналогом, размер которого был существенно ниже плана разверстки. В 1923-1924 гг. было разрешено вносить проднало ...
Политический режим в 30-е годы. Завершение
формирования аппарата принуждения
Революция «сверху», развернувшаяся в конце 1920-х годов, внесла серьезные изменения во внутреннюю политику правящей партии, реанимировавшей военно-коммунистические методы управления страной, базировавшейся на принуждении и насилии. Большевики рассматривали р ...
Крым – в период 1919-1920 гг.. Второй приход к власти большевиков
К 1 мая 1919 года Крым, исключая Керченский полуостров, был занят советскими войсками. Как и в декабре-январе 1917-го - 1918 года, на территории полуострова спешно создаются чрезвычайные органы власти - военно-революционные комитеты. Прежние властные структу ...