Природа сепаратистских тенденций в странах Северной Африки и Ближнего Востока
Страница 4

Материалы » Природа сепаратистских тенденций в странах Северной Африки и Ближнего Востока

Вместе с тем в Судане сохраняются если не пропасть, то значительные различия принципиального характера между позициями противоборствующих сторон. Проведенные в последние годы раунды переговоров не оставляют сомнений в том, что по главному вопросу – о предоставлении широкой автономии югу Судана – кардинальных подвижек к сближению сторон пока не произошло.

Опыт десятилетий борьбы с сепаратистскими движениями дает основания для некоторых выводов.

1. Длительные, в особенности вооруженные конфликты между сепаратистами и центральными правительствами отвлекают огромные средства от социально-экономического развития и порой являются непомерной ценой за сохранение единства страны. В ряде случаев политическое решение в виде предоставления де-факто независимости (де-юре – по меньшей мере широкой автономии) «мятежным» территориям является наименьшим злом из всех имеющихся вариантов.

Однако шансы на такое решение по южносуданской проблеме, в принципе не исключенное, в последние годы уменьшились, по крайней мере, на ближайшую и, возможно, среднесрочную перспективу. Нынешнее центральное правительство Судана вряд ли пойдет на отделение южных провинций, богатых нефтью, добыча которой является крупным источником иностранной валюты и основным энергоносителем в этой стране. Кроме того, оно, как показал опыт, в состоянии контролировать районы, богатые нефтью, и обеспечить ее добычу и экспорт даже в условиях активного вооруженного противостояния.

2. Кризисные явления в отдельных странах региона настоятельно требуют скорейшего политического решения конфликтов, в том числе образовавшихся на почве сепаратизма. В некоторых наиболее трудных случаях, где особенно велики людские жертвы и материальные потери, и которые угрожают утратой государственности (что убедительно показал опыт Сомали) либо дестабилизацией ситуации в рамках региона и в более широких масштабах, и где уже потерпела неудачу такая крайняя (и эффективная мера), как интеграция структур сепаратистов в центральные органы власти (парламент, правительство и т.п.) компромиссным решением может стать признание широкой автономии (де-факто – неполной независимости) или полной политической независимости мятежного региона.

Ситуация на юге Судана близка к такому варианту развития, что, впрочем, пока не исключает ни один из вышеназванных вариантов хода событий, включая дальнейшее продолжение кровопролития, поскольку центральное правительство получило новый крупный источник финансирования военной кампании против южан за счет разработки и экспорта месторождений нефти.

Что касается стран, где сепаратистские движения не вышли за рамки мирной борьбы, широкого, но мирного гражданского протеста против неэффективного управления и подавления гражданских свобод, то здесь положение во многом отлично от южносуданской проблемы. Реальные перспективы смягчения и решения проблемы сепаратистских движений связаны с интеграцией их ядра в сложившиеся государственные структуры, перераспределением ресурсов в интересах развития провинций, где получило широкий размах протестное движение, и т.п.

3. В постконфронтационную эпоху становится очевидной особая роль мирового сообщества в решении проблем, связанных с сепаратистскими движениями. Значительно большим может быть вклад политических и экономических региональных организаций, авторитетных международных структур. В мире накоплен немалый опыт положительного решения в наиболее конфликтогенных зонах проблем, порожденных вооруженными конфликтами. И различным международным посредникам, чья роль в данном процессе исключительно важна, есть на что опереться в своей деятельности.

4. Опыт второй половины XX в. свидетельствует о том, что преодоление экономической отсталости и устранение питательной почвы для сепаратизма в различных регионах мира, включая Ближний Восток и Северную Африку, займет целый исторический период. Оно потребует значительных интеллектуальных сил и материальных ресурсов. Однако вопрос о том, в состоянии ли те или иные тоталитарные и деспотические режимы мобилизовать интеллектуальные, материальные и иные ресурсы, необходимые для ликвидации причин сепаратизма и предотвращения распада государственности, нередко носит риторический характер. И в этом – корень многих проблем.

Страницы: 1 2 3 4 5

Устройство средних женских учебных заведений Мариинского ведомства. Управление женскими учебными заведениями
Устройство и функционирование женских средних школ определялось рядом нормативных документов, принятых правительством. Высшее управление Мариинскими гимназиями осуществлял Главный управляющий ведомством учреждений императрицы Марии. Государственными и частны ...

Экономическая партия большевиков в годы гражданской войны и строительства социализма.
Гражданская война (предпосылки и последствия).Гражданская война-это вооруженная борьба между различными группами населения имеющие различные политические, этнические нравственные интересы. В России гражданская война проходила при вмешательстве иностранной ин ...

Провокаторство и провокаторы.
Роль провокатора двойная. С одной стороны, он является обыкновенным «шпиком», на котором лежит обязанность присутствовать на всех собраниях революционеров, проникать на конспиративные квартиры, за всем следить, ко всему прислушиваться, обо всем докладывать; ...