Природа сепаратистских тенденций в странах Северной Африки и Ближнего ВостокаСтраница 4
Вместе с тем в Судане сохраняются если не пропасть, то значительные различия принципиального характера между позициями противоборствующих сторон. Проведенные в последние годы раунды переговоров не оставляют сомнений в том, что по главному вопросу – о предоставлении широкой автономии югу Судана – кардинальных подвижек к сближению сторон пока не произошло.
Опыт десятилетий борьбы с сепаратистскими движениями дает основания для некоторых выводов.
1. Длительные, в особенности вооруженные конфликты между сепаратистами и центральными правительствами отвлекают огромные средства от социально-экономического развития и порой являются непомерной ценой за сохранение единства страны. В ряде случаев политическое решение в виде предоставления де-факто независимости (де-юре – по меньшей мере широкой автономии) «мятежным» территориям является наименьшим злом из всех имеющихся вариантов.
Однако шансы на такое решение по южносуданской проблеме, в принципе не исключенное, в последние годы уменьшились, по крайней мере, на ближайшую и, возможно, среднесрочную перспективу. Нынешнее центральное правительство Судана вряд ли пойдет на отделение южных провинций, богатых нефтью, добыча которой является крупным источником иностранной валюты и основным энергоносителем в этой стране. Кроме того, оно, как показал опыт, в состоянии контролировать районы, богатые нефтью, и обеспечить ее добычу и экспорт даже в условиях активного вооруженного противостояния.
2. Кризисные явления в отдельных странах региона настоятельно требуют скорейшего политического решения конфликтов, в том числе образовавшихся на почве сепаратизма. В некоторых наиболее трудных случаях, где особенно велики людские жертвы и материальные потери, и которые угрожают утратой государственности (что убедительно показал опыт Сомали) либо дестабилизацией ситуации в рамках региона и в более широких масштабах, и где уже потерпела неудачу такая крайняя (и эффективная мера), как интеграция структур сепаратистов в центральные органы власти (парламент, правительство и т.п.) компромиссным решением может стать признание широкой автономии (де-факто – неполной независимости) или полной политической независимости мятежного региона.
Ситуация на юге Судана близка к такому варианту развития, что, впрочем, пока не исключает ни один из вышеназванных вариантов хода событий, включая дальнейшее продолжение кровопролития, поскольку центральное правительство получило новый крупный источник финансирования военной кампании против южан за счет разработки и экспорта месторождений нефти.
Что касается стран, где сепаратистские движения не вышли за рамки мирной борьбы, широкого, но мирного гражданского протеста против неэффективного управления и подавления гражданских свобод, то здесь положение во многом отлично от южносуданской проблемы. Реальные перспективы смягчения и решения проблемы сепаратистских движений связаны с интеграцией их ядра в сложившиеся государственные структуры, перераспределением ресурсов в интересах развития провинций, где получило широкий размах протестное движение, и т.п.
3. В постконфронтационную эпоху становится очевидной особая роль мирового сообщества в решении проблем, связанных с сепаратистскими движениями. Значительно большим может быть вклад политических и экономических региональных организаций, авторитетных международных структур. В мире накоплен немалый опыт положительного решения в наиболее конфликтогенных зонах проблем, порожденных вооруженными конфликтами. И различным международным посредникам, чья роль в данном процессе исключительно важна, есть на что опереться в своей деятельности.
4. Опыт второй половины XX в. свидетельствует о том, что преодоление экономической отсталости и устранение питательной почвы для сепаратизма в различных регионах мира, включая Ближний Восток и Северную Африку, займет целый исторический период. Оно потребует значительных интеллектуальных сил и материальных ресурсов. Однако вопрос о том, в состоянии ли те или иные тоталитарные и деспотические режимы мобилизовать интеллектуальные, материальные и иные ресурсы, необходимые для ликвидации причин сепаратизма и предотвращения распада государственности, нередко носит риторический характер. И в этом – корень многих проблем.
Внутриполитическая борьба (1991-1997 годы)
После распада Советского Союза перед российским руководством остро встала задача сохранения государственного единства. Самое поразительное заключалось в том, что центробежные тенденции, начало которым было положено самим российским руководством (тезис презид ...
Организация в 1922 году прокуратуры
Октябрьская революция 1917 года вообще ликвидировала прокуратуру. Около пяти лет в стране не было прокуроров. В 1922 году прокуратура была восстановлена, и прокуроры, кроме поддержания обвинения перед судом, стали вновь надзирать за законностью актов (действ ...
Мартин Лютер
Мартин Лютер (1483—1546) был сыном зажиточного бюргера, выходца из крестьян, ставшего участником предпринимательских компаний в районе меднорудных разработок Мансфельда. Родился Лютер в Эйслебене (Саксония) и вырос в обстановке нараставшей в немецких городах ...