ВведениеСтраница 1
В период вхождения северных земель в состав Московского государства (1470-е гг.) основными видами земельной собственности были: черносошная, дворцовая (или удельная, то есть принадлежащая на праве феодальной собственности московскому князю, позднее – царю), монастырская.
Монастырь – обитель, общежитие братий и сестер, монахов, монахинь, иноков, принявших монашество, монашеский обет.
Монах – отрекшийся от светских сует, постриженик во ангельский образ, мних, инок, чернец, прописанный к монастырю. (В.И. Даль, «Толковый словарь русского языка»)
Северные монастыри, в условиях отсутствия помещичьего землевладения, были самыми крупными хозяйствами на Севере. Монастыри владели землями, пожнями, рыбными ловлями. Все это позволяло строить красивые церкви, восстанавливать и значительно приумножать хозяйство. Наиболее прибыльный промысел – солеварение – вскоре оказался в руках у монастырей. Это придавало им здесь особое значение. Богатейшими монастырями были Соловецкий, Антониево-Сийский, Михайло-Архангельский, Николо-Корельский и другие.
Нынешний Архангельск благодаря Михайло-Архангельскому монастырю получил свое название и месторасположение. В эпоху Ивана Грозного Поморье приобретает особое геополитическое положение как для России («окно в Европу»), так и для всего мира (транзит на пути из Европы и страны Востока). Торговые связи с Россией устанавливают многие европейские страны. Для сосредоточения всех торговых операций в одном месте, под наблюдением таможенных чиновников, Иван Грозный распорядился выбрать место для будущего портового города. Такое место нашли, где располагался Михайло-Архангельский монастырь, и в 1584 году вокруг монастыря был поставлен деревянный город. В течение некоторого времени новое поселение называлось либо Архангельским городом, либо Новохолмогорами. С 1613 года город получил название «Архангельский город».
Монастыри являлись хранителями культуры и распространителями книжности в регионе. Здесь, как правило велось летописание, собирались богатые библиотеки, писались иконы, открывались духовные училища. Это были своего рода духовные крепости. Исполняя функции просветителей местного населения, северные монастыри занимались также активной колонизацией северных и сибирских земель. Так, Стефан Пермский (1346-1396) мессионерствовал среди народа коми, составил для них азбуку, перевел на коми-язык богослужебные книги и Библию; соловецкий монах Феодорит Кольский (1489-1570) обращал в православие Кольских лопарей.
В эпоху Смутного времени голод, охвативший центральные районы России, пришел и в Поморье. Монастыри, располагавшие большими хлебными запасами, воспользовались спросом и высоко подняли цены на продовольствие. Голод стал причиной того, что северные крестьяне шли в кабалу к монастырям. В это же время, для защиты от западных захватчиков северных рубежей России правительство построило в поморье систему каменных и деревянных крепостей. Особенно мощные стены были возведены вокруг Соловецкого монастыря.
В XVII веке, в «эпоху дворцовых переворотов», а также вплоть до середины XX века северные монастыри, благодаря их удаленности и суровому климату использовались в качестве мест отбывания ссылки для политических преступников.
В устье Никольского рукава Северной Двины, по которому тогда пролегал тогда основной судовой ход, был поставлен Николо-Корельский монастырь. Стоя на стыке речного и морского пути поморян, он служил морским форпостом на побережье, хорошо связанным с Холмогорами. Еще в 1772 году академик И.И. Лепехин точно и объективно оценил его роль и значение: «В истории Архангелогородской торговли монастырь сей первое занимать должен место … При сем монастыре была в Никольском Двинском устье и пристань корабельная и привал Двинских судов из Холмогор и прочих мест… пристань сия пребывала сборищем как иностранных, так и русских судов по 1584 год». К этой формулировке остается добавить, что и после основания Архангельска, спустя 100-150 лет, судоходство по Никольскому рукаву было довольно оживленным. К 1419 году обитель имела две деревянные церкви, комплекс жилых и хозяйственных построек, причалы.
Реформы Константина. Административная реформа
Междоусобная борьба за власть между преемниками Диоклетиана. Победа Константина (306—337 гг.). В 305 г. Диоклетиан и Максимиан в торжественной обстановке отказались от власти и ушли в отставку. Августами были провозглашены бывшие цезари: Галерий — для восточ ...
Россия в I мировой войне
1 августа 1914 г. Россия вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты. Не касаясь всех событий хода войны, остановимся на том влиянии, которое она оказала на общее развитие ситуации. В традиционной трактовке советской историографии война рассматривалас ...
Историография о крымскотатарских полках русской армии (1807-1817)
Несмотря на то, что на общем фоне недостаточного изучения вопроса истории военной службы крымских татар в русской армии (1784-1920 гг.) период истории крымских конно-татарских полков (I807-1817 гг.) исследован лучше всего, тем не менее нельзя не признать фак ...