Заключение
Страница 2

Несовершенство организации выборных органов, отсутствие четкой законодательной регламентации деятельности губных и земских учреждений, особенно в случае их параллельного функционирования на одной территории, а внутри выборного аппарата и имевшая место еще не устоявшаяся специализация должностных лиц, приводили к конкуренции новых институтов друг с другом в смежных сферах деятельности, к переплетению и дублированию функций выборных властей.

Организация и комплектование местного аппарата, объем полномочий должностных лиц в каждом из самоуправляющихся округов имели свои особенности, определявшиеся величиной управляемой территории и объемом дел, а также сложившейся в местном управлении специализацией и другими обстоятельствами.

Земское самоуправление не могло соперничать с самоуправлением дворянским, представленным губными учреждениями. Земские органы, не обладая необходимым аппаратом принуждения, не могли оперативно и достаточно жестко осуществлять политику центра, и в силу этого достаточно часто обращались за содействием к центральной власти. Втягивание же последней в область местных дел меняло характер земских учреждений и подрывало самостоятельность новых органов.

Губные учреждения, имеющие в своих руках необходимый карательный аппарат для реализации решений и связанные с широкими слоями местного дворянства, а также обеспеченные поддержкой крестьянского и посадского населения, обязанных грамотами содействовать губным властям, представляли собой достаточно крепкий и, по условиям того времени, достаточно действенный орган местного управления с ясно выраженным классовым лицом.

В подчинении земских учреждений центральным финансовым органам, расширении контрольных полномочий центральных ведомств в отношении местных учреждений проявлялось стремление царской власти поставить органы местного самоуправления под более жесткий контроль со стороны бюрократического центрального аппарата, роль которого резко возрастала.

В ходе реформ была создана новая система материального обеспечения служилого класса. Если ранее доходы кормленщиков поступали в распоряжение местных администраторов, то с организацией земских учреждений, введенный вместо наместничьих доходов единый государственный налог земство платило непосредственно в казну, доходы которой резко увеличились и появилась возможность провести реорганизацию военной службы и получить дополнительный источник финансирования дворянства.

Посредством участия в деятельности губных учреждений и решения, наряду с внутренними делами, и важнейших государственных вопросов, поднимающееся дворянство значительно укрепило свои позиции, получив право на создание своих сословно-дворянских органов управления в лице губных старост.

Значительные уступки в ходе реформирования местного суда и управления были сделаны и зажиточным слоям посадского и крестьянского населения, которые получили возможность самостоятельного управления и решения земских дел через выборные органы.

В компромиссном характере реформы, проявившемся в нацеленности ее на удовлетворение интересов боярства, дворянства и "лучших" посадских и волостных людей, с одной стороны, и в подчинении новых органов все возрастающему контролю со стороны центральных учреждений, с другой стороны, проявились свойственная процессу эволюции центрального и местного аппарата Русского государства взаимодействие и борьба выборного и приказного начал.

Страницы: 1 2 3

Преобразования в деревне
Преобразования советской власти в деревне исходили из Декрета о земле. Но сам декрет был скорее декларативным актом, чем практическим руководством. Поводом для более энергичного вмешательства большевистского руководства в деревенскую жизнь, которую оно знало ...

Начало развития капиталистических отношений в Казахстане во второй половине XIX века. Начало развития капиталистических отношений в Казахстане
Быстрое развитие производительных сил в пореформенные годы и формирование всероссийского рынка повлияли на распространение капиталистических отношений в национальных регионах империи. В 30-50-х годах XIX века выявляются отдельные районы с богатыми природными ...

Кадровая политика
Особое внимание уделялось созданию в сельском хозяйстве постоянных кадров механизаторов, укреплению колхозов и совхозов специалистами. К началу 1976 года в селах области работало свыше 15 тыс. специалистов с высшим и средним специальным образованием и более ...