Система местного управления россии конца xv - начала XVI века. Социально-экономические и политические предпосылки реформ
Страница 2

Материалы » Система местного самоуправления в России (XV-XVII вв.) »  Система местного управления россии конца xv - начала XVI века. Социально-экономические и политические предпосылки реформ

Если позиция дворянства в процессе создания централизованного государства представлялась более определенной, то позиция бояр по отношению к проводимым реформам не была столь однозначной. "Боярство боролось (и то не всегда и далеко не всё) не вообще против всякой централизации, а за такую централизацию, которая более бы соответствовала его социальным и политическим интересам. и главным условием этого ставило ограничение самодержавия Боярской думой [8, стр.23].

Второй наиважнейшей чертой, характеризующей изменения в области классовых отношений в XV - XVI в. в., было возрастание удельного веса и политической активности городского населения и вместе с тем установление их союза с поместным дворянством. "Верхи посада", так же как и дворяне, были заинтересованы в усилении царской власти, в принятии мер, направленных против старой феодальной знати, в более решительной внешней политике.

В связи с развитием товарно-денежного обращения определенные изменения происходят и с сельским населением. К середине XVI в. все больше проявляется расслоение крестьянства. Из состава крестьянской общины выделяются, с одной стороны - ряд богатейших крестьян, имеющих значительные денежные средства, с другой - происходит пауперизация и обезземеливание основной массы сельского населения, что в свою очередь, уже к концу XV в. привело к появлению на Руси бобылей, новоприходцев и половников.

Итак, конец XV - начало XVI века являлись временем крупных изменений в государстве. Общий экономический подъем, рост сельскохозяйственного производства, ремесла, торговли, разрушение натурально-замкнутого феодального хозяйства повлекли за собой перемены во всех сферах социальной, культурной и конечно же, политической жизни.

В этих условиях существовавшая до середины XVI в. политическая форма Русского феодального государства - раннефеодальная монархия, не могла остаться без изменений. Необходимость мобилизации всех слоев господствующего класса вокруг царского престола для борьбы с нарастающим движением крепостных крестьян и посадских людей против феодального государства, задача вытеснения феодальной знати с ведущих позиций и усиление политической роли поместного дворянства, становившегося опорой государства, необходимость дальнейшего укрепления царской власти привели к изменению формы правления Русского государства: в середине XVI в. начинает складываться сословно-представительная монархия, являющаяся промежуточной формой между раннефеодальной и абсолютной монархиями, то есть такая форма правления, при которой власть монарха ограничивается органами сословного представительства от различных сословий: местными органами, построенными на началах сословного представительства.

XVI век стал временем глубоких перемен в истории России, связанных, прежде всего, с реформами, проведенными в годы правления Ивана Грозного и имевшими своей целью укрепление централизованного государства. В период сословно-представительной монархии в основном закончилось образование Русского централизованного государства. Дальнейшее поступательное развитие было невозможно и без существенной перестройки государственного аппарата. В изучаемый период Боярская Дума продолжает играть важную роль в системе высших органов государства. Но в самом составе этого органа происходят некоторые изменения: все более утрачивается аристократический характер Боярской Думы и усиливается представительство дворян.

Среди высших государственных учреждений появляются новые органы - Земские соборы, созываемые для решения наиболее важных государственных вопросов: избрания царей, решения вопросов о войне и мире, установления новых налогов, принятия законов. Решения Соборов в значительной мере определяли основные линии внутренней и внешней политики правительства и в начале своего существования служили опорой монархии и укрепляли царскую власть.

На смену дворцово-вотчинной системе приходят органы центрального управления - приказы, способствующие укреплению государственного аппарата. Дворянская чиновная бюрократия, специальный аппарат, становившийся весьма громоздким, начинал играть все более важную роль в политической жизни страны.

Процесс централизации, становление сословно-представительной монархии, ограничение прежних прав княжеско-боярской аристократии и усиление классовых противоречий не могли не вызвать реформы местных учреждений и создания новых органов, построенных на "иных политических принципах, отличных от личного вассалитета и вотчино-приказных начал и институтов периода феодальной раздробленности" [18, стр.12].

На смену кормлениям приходит система органов губного и земского самоуправления. Переход к этой системе означал введение совершенно иного принципа: вместо представителей центра, управлявших местными территориями, вводятся органы сословного представительства.

Страницы: 1 2 

День защитников Отечества
После победы в октябре 1917 г. социалистической революции, одновременно с демобилизацией старой армии разрабатывались проекты строительства новой. 15 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял Декрет о создании Красной Армии, а 29 января – об организаци ...

С. Е. Десницкий
Одним из первых пытался выйти за рамки идеалистического понимания истории человечества профессор Московского университета С. Е. Десницкий (умер в 1789 г.). Исторический процесс он связывал с развитием про­изводительных сил, разделением труда и изменением фор ...

Организационно-хозяйственное и социальное развитии аграрного комплекса Донбасса в 1950 – 1958 гг.
В 50 – 60 гг. деревня и сельское хозяйство являлись основным объектом для проведения социально-экономических экспериментов. В аграрной политике государства, в его отношении к селу и крестьянам, были, по сути, сфокусированы все недостатки командно-администрат ...