Начало пути. Детство и отрочество А.Д.Сахарова. Роль семьи в формировании его характера
Страница 2

Материалы » А.Д. Сахаров - человек, ученый, политик » Начало пути. Детство и отрочество А.Д.Сахарова. Роль семьи в формировании его характера

Несомненно, очень большую роль в жизни А.Д. Сахарова сыграл его отец - Дмитрий Иванович Сахаров. Окончив гимна­зию, Дмитрий Иванович поступил на физико-математический фа­культет Московского университета, где слушал лекции Н.Е.Жуковского, Н.А.Умова, П.Н.Лебедева и других выдающихся уче­ных и педагогов. От них Дмитрий Иванович воспринял глубокий интерес к физике и вопросам ее преподавания. Научные и мето­дические идеи этих корифеев русской науки оказали определяющее влияние не только на выбор Дмитрием Ивановичем направления своей профессиональной деятельности, но и на весь его образ мышления, жизненную практику как в чисто научном, так и в нравственно-этическом аспекте . Дмитрий Иванович Сахаров являлся автором ряда учебников и научно-популярных книг по физике, например, таких, как "Рабочая книга по физике" (1930 г.), "Борьба за свет", "В помощь тем, кто плохо пони­мает электричество", "Теплота в природе и технике", "Электрическая лампочка и физические опыта с нею", "Сборник задач по физике" и др.[24] Дмитрий Иванович преподавал в педагогических институтах и технических вузах, а с 1953 г. и до последних дней жизни был членом редколлегии журнала "физика в школе" в котором часто выступал по узловым методическим проблемам. Требовательный к себе, Д.И.Сахаров был требователен и к слушателям; он не прощал легкомыслия и верхоглядства, но мог часами разъяснять студенту трудный физический вопрос. Его спокойная, неторопливая речь, вежливость и исключительная скромность навсегда запомнились тем, кому пришлось работать с ним или учиться у него. Человек высокой общей культуры, Дмитрий Иванович не был узким спе­циалистом, для которого существовала одна физика. Он тонко чувствовал природу, много путешествовал, понимал и любил музыку, особенно Скрябина, Рахманинова, Прокофьева, в кругу друзей охотно исполнял произведения этих композиторов.[25]

Все это не могло не отразиться как на выборе профессии, так и на формировании характера и соответствующих личностных качеств А.Д.Сахарова, который, наблюдая кропотливый каждодневный труд отца, его поступки в различных жизненных ситуациях, очень многое воспринимал как пример для подражания и руководство к действию. Сам Андрей Дмитриевич вспоминал, что "папа, когда мне было 12-14 лет, несколько раз водил меня в лабораторию института, показывая опыты - они воспринимались как ослепи­тельное чудо, при этом я вое понимал (я так думал тогда, и вроде так оно и было). Вскоре я и сам стал делать "домашние" опыты" . [26] Главное чему научился А.Д.Сахаров у отца - это то, "как надо работать.[27] Андрей Дмитриевич подчеркивал, что его отец был "добрым, мягким и принципиальным человеком, с твердой мудростью, с сочувствием к людям.[28]

Таким образом, семья А. Д. Сахарова оказала на него огромное влияние. Он сумел вобрать в себя лучшие черты неско­льких поколений своих родных, которые проявлялись у них как в работе, так и в общении с людьми. Это- высокий интеллектуа­льный уровень, образованность, умение и желание добросовест­но работать, большая ответственность в любом деле, и, главное - гуманизм, вежливость, скромность, доброта и отзывчивость. Это подтверждал и сам А.Д.Сахаров, подчеркивая то, что "в другую эпоху, чем мои родные, в других условиях, с другой философией и жизненным положением, с другой биографией, я стал космополитней, глобальней, общественно активней, чем мои близкие. Но я глубоко благодарен им за то, что они дали мне необходимую отправную точку для этого".[29]

Страницы: 1 2 

Новиковский период в истории просвещения
После роспуска Уложенной комиссии главной трибуной передовой общественно-политической мысли стали сатирические журналы Н. И. Новикова «Трутень» и «Живописец», издавав­шиеся им в 1769—1773 гг. Не выяснено, кто писал отдельные статьи: Новиков, Фонвизин, Радище ...

Характеристика власти в основных законах
Основные законы подтверждали создание Государственной Думы, реорганизацию Государственного Совета, образование специального, правительственного органа в России – Совета министров. Но Основные законы принимались в условиях спада революции, и царское правитель ...

Управление и учебный процесс в средних женских училищах духовного ведомства
Управление женскими училищами духовного ведомства осуществлялось Священным Синодом, а на местах - епархиальными архиереями. Правления училищ для девиц духовного звания состояли из начальницы, благочинного, который назначался архиереем из протоиереев или свящ ...