Второй заговор Катилины, или движение катилинариев.
Страница 4

Заговор Катилины » Второй заговор Катилины, или движение катилинариев.

Как бы то ни было, Катилине удалось собрать армию. Отряд, собранный в лагере Манлия насчитывал не более 2000 человек. Вооружение было плохим, да и общая организация тоже. Хотя постепенно в армию Катилины стекались недовольные властью со всей Италией, и его отряд возрос в численности до 7000 (Плутарх говорит о 20000).

После известия о том, что заговор в Риме раскрыт, а заговорщики схвачены, Катилина отвел свое войско в область Пистории, чтобы оттуда перебраться в Трансальпийскую Галлию. Но о его передвижениях стало известно Квинту Метеллу Целеру – командующему тремя легионами в Пиценской области. Он двинулся навстречу катилинарцам и преградил им дорогу в Галлию. Неподалеку с большой армией находился Гай Антоний. Катилина решил сражаться и направил свое войско в сторону Антония. Тот сказался больным (многие исследователи, и древнеримские и современные, подозревают его в симпатиях Катилине) и командование поручил легату Марку Петрею.

Воины Катилины, перед которыми он держал свою полную достоинства и благородства речь, предпочли пасть на поле боя в сражении, чем умереть от рук палача. Петрей разбил катилинариев, но понес при этом значительные потери. Катилина храбро погиб в бою, врезавшись вглубь неприятеля. Его отрубленную голову Антоний послал в Рим в доказательство того, что с ним покончено.

Оставшиеся на свободе катилинарии предприняли ряд попыток устроить беспорядки в различных областях Италии, но все они без труда были подавлены, а участники наказаны.

Катилина потерпел поражение не только вследствие единодушного выступления против него всадничества и большинства нобилей, но и потому, что не получил необходимую поддержку со стороны демократических кругов, плюс не располагал достаточной военной силой.

Заговор Катилины был одним из показателей противоречий в среде класса рабовладельцев, отражением стремления рабовладельческой верхушки к переходу от республиканской формы правления к имперской.

В заключение следует сказать, наконец, чем же были события 63 года до н.э. в Римской Республике: заговором кучки аристократов, стремившихся захватить власть любой ценой, безумством развращенных злодеев, жаждущих уничтожить государство, как представлял это Цицерон, или демократическим движением, охватившим всю Италию, широкие социальные слои? Пожалуй, наиболее рациональным будет предположение, что заговор начинался именно как заговор нескольких нобилей в целях проведения государственного переворота, чтобы захватить власть и поправить пошатнувшееся имущественное положение. О попытках серьезно пошатнуть основы Римской Республики говорить не приходится. Вряд ли уничтожение государства и разрушение Рима, в чем нас пытается убедить Цицерон, были в планах заговорщиков. Но с развитием событий, заговор постепенно перерос в общественное движение, охватившее всех недовольных политикой сената и консулов и ставшее, пожалуй, последним выступлением демократии в Римской Республики. Катилина умело воспользовался ситуацией и объявил себя защитником обездоленных и угнетенных, призвал их к борьбе за власть и свободу.

Страницы: 1 2 3 4 

Экономическое положение Болгарии в начале ХХ в. Образование Балканского союза.
В конце ХIХ — начале ХХ века в Болгарии довольно быстро развивались капиталистические отношения: завершился аграрный переворот, ликвидировано феодальное землевладение, складывались благоприятные условия для становления банковской системы. Но, несмотря на поп ...

Объединение Италии. Политическое и экономическое положение Италии. Приоритет Пьемонта.
В результате поражения революции 1848-1849 гг. Италия ос­талась такой же раздробленной, как и раньше. В Ломбардии и Ве-неции быщ.восстановлена власть Габсбургов, сйом6щь.ю австрийских штыков вернули себе престол герцоги Модемы, Пармы и Тосканы. Для большей б ...

 Ход реформы
Конечно, и первая в отечественной истории реформа проходила далеко не в идеальных условиях. Сопротивление принудительному обращению в христианство проходило как в пассивных формах (неисполнение религиозных обрядов), так и в активных (восстания, как правило, ...