Развитие культуры в 20-е годы
Страница 1

Перепись населения, проведенная в 1920 г., выявила в стране 54 млн. неграмотных, поэтому задача ликвидации неграмотности являлась одной из основных в государственной политике народного образования. В 1923 г. было организовано Всероссийское добровольное общество "Долой неграмотность" во главе с М.И. Калининым. На средства общества содержались тысячи пунктов или школ по ликвидации неграмотности (ликбезы).

Наряду с ликвидацией неграмотности решались и пропагандистские задачи закрепления в массах коммунистической идеологии. Руководил этой работой Главполитпросвет. С 1923 г. увеличивается сеть рабочих клубов, изб-читален, библиотек. Выпускаются специальные серии популярных брошюр на антирелигиозные, политические, экономические, бытовые, исторические и революционные темы, излагавшие официальную точку зрения. С 1924 г. широко развертывается пропаганда "основ ленинизма".

Острая нехватка финансовых ресурсов заставляла государство уменьшать в начале 20-х годов бюджетные ассигнования школам, переводить их на финансирование из местных бюджетов. В 1921-1922 гг. периодически проводились субботники и "недели" помощи школе, население добровольно собирало средства на нужды просвещения. В 1921 г. в качестве временной меры была даже введена плата за обучение.

К середине 20-х годов школьное образование представляло следующую систему: начальная 4-летняя школа (1-я ступень), 7-летняя школа в городах, школа крестьянской молодежи (ШКМ), школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) на базе начальной школы, школа II ступени (5-9-е классы) с профессионализированными 8-9 классами в ряде школ. В некоторых районах и республиках продолжали также существовать раздельные школы для мальчиков и девочек (Дагестан, Средняя Азия), религиозные школы (мектебе, медресе), различались и сроки обучения, начали создаваться школы-интернаты. Профессионально-техническое образование находилось в ведении Главпрофобра.

Массовой формой подготовки кадров рабочих в 1921-1925 гг. стали школы ФЗУ. Не менее 3/4 учащихся этих школ были детьми рабочих. Кадры низшего и среднего технического и административного персонала (мастера, бригадиры, механики) готовились в техникумах, специальных профессиональных школах, на краткосрочных курсах. Основным типом профессионального учебного заведения были индустриально-технические, педагогические, сельскохозяйственные, медицинские, экономические, юридические, художественные техникумы с трехлетним сроком обучения.

В 20-е годы возникла особая форма высшего образования рабочих - рабочие факультеты (рабфаки).

В области высшего образования правительство проводило классовую политику, создавая благоприятные условия для поступления в вузы рабочих и крестьян. В начале 20-х годов в качестве обязательных предметов были введены исторический материализм, история пролетарской революции, история советского государства и права, экономическая политика диктатуры пролетариата.

Противоречия экономики и политики, сложность общественных процессов периода нэпа нашли яркое отражение в произведениях литературы, искусства, архитектуры и театра.

Страницы: 1 2

Стратегическое партнёрство России, как основного стержня СНГ
Начало реформ РФ совпало с распадом единого советского экономического пространства, упразднением союзного административно-командного механизма управления внешнеэкономической деятельностью и ликвидацией СЭВ. Следствием этого стала резкая переориентация внешне ...

Политика Ф. Рузвельта в области экономики
Экономический кризис заставил американское правительство искать пути оздоровления хозяйства и разработать комплексную антикризисную программу. Решение этих задач связано с именем крупного политического деятеля XX века Франклина Рузвельта, представителя Демок ...

Технологический переворот последней трети XIX в. - вторая промышленная революции и ее социально-экономические последствия
Последствия промышленной революции в полной мере проявились только во второй половине XIX в. 50—60-е гг. XIX в. были периодом освоения достижений промышленной революции и подготовки условий для перехода стран Запада на качественно новый уровень развития. Ф. ...