НЭП
Необходимость нормализации отношений города и деревни заставила партийно-государственное руководство пойти на отмену продразверстки, замену ее продналогом, размер которого был существенно ниже плана разверстки. В 1923-1924 гг. было разрешено вносить продналог (по желанию крестьян) продуктами и деньгами. В 1924-1925 гг. был осуществлен переход к денежному обложению деревни. Легализация рыночных отношений на селе влекла за собой перестройку всего хозяйственного механизма. Проводится разгосударствление промышленности. Трестовские системы отличались жесткой централизацией. Органами управления и ревизии треста являлись СНХ, правление треста, ревизионная комиссия. Плановое управление трестом осуществлял ВСНХ. На правление треста возлагались функции непосредственного оперативного управления. Ревизионная комиссия, контролировавшая деятельность треста, отчитывалась непосредственно перед ВСНХ. Практически были лишены какого-либо подобия хозяйственной самостоятельности предприятия. Они не имели прав юридического лица (т. е. не могли самостоятельно действовать на рынке), баланса и отчетности. Отношения предприятий с трестами, в которые они входили, продолжали сохранять военно-коммунистическую основу все годы нэпа.
При переходе к нэпу на государственном снабжении первоначально остались металлургия, топливно-энергетический комплекс, частично транспорт. Однако уравнительная оплата труда, характерная для времен гражданской войны, была заменена новой тарифной политикой, учитывающей квалификацию рабочих, качество и количество производимых продуктов. "Пайковая" система снабжения постепенно вытесняется денежной формой зарплаты. Отменяются всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации.
Восстанавливается всероссийский рынок. Воссоздаются крупные ярмарки: Нижегородская, Бакинская, Ирбитская, Киевская и др. Открываются торговые биржи. Допускается известная свобода частного капитала в промышленности, торговле. Развиваются концессии и кооперация: потребительская, сельскохозяйственная, культурно-промысловая. По условиям хозяйственной деятельности (цены, кредит, налоги, товароснабжение и т.п.), кооперация была поставлена в более выгодные условия, чем частный капитал. В конце 1923 - начале 1924 г. потребительская кооперация переводится на добровольное членство.
В 1921-1924 гг. создается банковская система; Государственный банк, сеть кооперативных банков, Торгово-промышленный банк, Банк для внешней торговли, сеть местных коммунальных банков и др. Денежная эмиссия как основной источник доходов государственного бюджета заменяется системой прямых и косвенных налогов.
Реформы нэпа тормозились неустойчивостью денежного обращения. С 1921 г. начинается работа по приспособлению денежной системы к условиям рыночного хозяйства. В 1922-1923 гг. проводятся две деноминации. В конце 1922 г. в обращение была выпущена устойчивая валюта - червонец, применявшийся для краткосрочного кредитования в промышленности и торговле. Денежная реформа завершилась в 1924 г.: вместо совзнаков были выпущены медные и серебряные монеты и казначейские билеты. В ходе реформы удалось ликвидировать бюджетный дефицит.
Введение твердой валюты укрепило "смычку" индустрии с сельским хозяйством в сфере оборота. Однако денежная реформа не могла устранить структурного противоречия между крупной централизованной промышленностью и крайне раздробленным в результате аграрной революции сельским хозяйством. Решениями XIV партконференции (апрель 1925 г.) и XIV съезда ВКП(б) (декабрь 1925 г.) был снят ряд препятствий на пути укрупнения производства в аграрном секторе: облегчен найм рабочей силы в деревне, разрешена аренда земли. Однако рост крупного индустриального товарного крестьянского хозяйства продолжала сдерживать налоговая политика советской власти в деревне.
Итак, нэповская хозяйственная модель представляла собой вариант многоукладной экономики, включавший следующие основные структурные элементы:
1) минимальную связь с мировой экономикой, сведенную к внешней торговле на основе государственной монополии (концессионный капитал давал в 1920-е годы меньше 1% промышленной продукции);
2) жесткое государственное управление почти всей промышленностью (трестовский хозрасчет);
3) неэквивалентный обмен с деревней (безвозмездное отчуждение части ее продукции в форме сельхозналога, затем - при помощи "ножниц цен" на аграрные и индустриальные товары в пользу промышленности);
4) торможение роста индивидуального крупно-товарного крестьянского хозяйства.
Заключение.
Подведем итоги.
Петровское законодательство отличается от предыдущего значительно меньшей казуистичностью, более высоким уровнем обобщений, более четкой схемой и последовательностью. Оно отражает, несомненно, более высокий уровень юридической техники. Вмест ...
Политическое положение в Грузии и на Ближнем Востоке в начале
IV века
IV—V вв. представляют собой один из наиболее значительных и интересных периодов истории Грузии. В политической, социальной и культурной жизни страны в это время произошли важнейшие события, получившие дальнейшее развитие в последующие века и существенным обр ...
Эволюция наместничьего управления
Местное управление до середины XVI века строилось на основе системы кормлений. Государство подразделялось на уезды - наиболее крупные административно-территориальные единицы. Уезды делились на станы, станы на волости. Впрочем, полного единообразия и четкости ...