М. В. Ломоносов и русская наукаСтраница 3
Наука в России XVIII в. развивалась как часть науки мировой. Русские ученые не только творчески воспринимали достижения западноевропейских ученых, но и сами оказывали все возрастающее влияние на мировую научную мысль. Общий уровень развития науки в России был ниже, чем в Западной Европе, но тем большее значение приобретает каждое новое ее достижение. Издания Российской Академии наук были известны ученым других стран. За рубежом внимательно следили за научной жизнью Петербурга. Когда трагически, от удара молнии, погиб русский физик Г. В. Рихман, в Германии, Англии и Франции появились отклики на его смерть с описанием опытов покойного.
Почетными членами Петербургской академии были избраны выдающиеся деятели зарубежной науки — философ-материалист Д. Дидро, французский естествоиспытатель Ж. Бюффон, американский ученый и революционер В. Франклин.
Однако успехи русского просвещения и науки не стали достоянием трудовых масс. Массы были оторваны от достижений культуры, жили далекими от нее интересами. Самодержавие боялось распространения знаний. «Черни не должно давать образования, поелику она будет знать столько же, сколько вы да я, то не станет повиноваться нам в той мере, в какой повинуется теперь»,— писала Екатерина II фельдмаршалу П. С. Салтыкову.
Свои общественно-политические взгляды и художественные представления народ выражал в устном творчестве и прикладном искусстве.
Провокаторство и провокаторы.
Роль провокатора двойная. С одной стороны, он является обыкновенным «шпиком», на котором лежит обязанность присутствовать на всех собраниях революционеров, проникать на конспиративные квартиры, за всем следить, ко всему прислушиваться, обо всем докладывать; ...
Структурные и институциональные
преобразования в государствах-участниках СНГ после
распада СССР. Структура
производства в союзных республиках в конце 80-х гг.
Планомерное развитие экономики СССР как единого народно-хозяйственного комплекса привело к высокой степени экономической интеграции. Этот комплекс включал экономику всех республик страны и был основан на глубоком разделении труда в общественном производстве. ...
Военные реформы 1861-1874 г.
В 60 - 70-х годах XIX в. была проведена целая серия военных реформ, начавшихся с реорганизации военного управления и военно-учебных заведений и завершившихся наиболее важной реформой - новой системой комплектования армии путем введения всесословной воинской ...